«Евросеть» подготовила отчет о состоянии рынка портативной электроники и рынка мобильных компьютеров в РФ за 2013 год. По оценке департамента маркетинга «Евросети», на рынке портативной электроники в 2013 году было продано около 110 млн. девайсов. Выручка от их реализации составила 509 млрд. руб. Относительно 2012 года рынок сократился на 2% в количественном, но вырос на 2% в денежном выражении.
Подобная разнонаправленная динамика приростов говорит о смещении потребления в сторону более дорогих (относительно среднего) сегментов рынка, например, смартфонов и планшетов, позволяющих заменить несколько устройств покупкой одного многофункционального. Подтверждением этому служит и динамика на рынках электронных книг, мобильных телефонов, цифровых фотоаппаратов, навигаторов и DECT, где наблюдалось наибольшее падение продаж к прошлому году.
Таким образом, в 2013 году рынок смартфонов занимал уже 18% в количестве и 36% в выручке от продаж всего рынка портативной электроники, увеличив долю на 7 п.п. и на 8 п.п. соответственно.
Рынок планшетов увеличился с 3% до 6% в количественном и с 10% до 15% в денежном выражении относительно 2012 года.
Наибольшее падение доли наблюдалось в сегменте мобильных телефонов как в количественном (-6 п.п.), так и в денежном выражении(-5 п.п.), а также в сегменте мобильных компьютеров в денежном выражении (-6 п.п).
В 2013 году на рынке было продано 6,5 млн. мобильных компьютеров, что на 15% ниже 2012 года. Рынок в денежном выражении сократился на 17% до 122 млрд. руб. Средняя цена продажи упала на 2% до 19 тыс. руб.
Как и в продажах цифровых фотоаппаратов, на рынке мобильных компьютеров наблюдается значительный эффект замещения потребительского спроса, наиболее сильно сказавшийся на падении сегмента нетбуков: потребителю интереснее приобрести планшет, нежели нетбук.
Перераспределение спроса произошло и на самом рынке мобильных компьютеров: снижение темпов продаж обычных ноутбуков и ноутбуков, покупаемых на замену настольного ПК, происходило не так активно, как снижение темпов продаж нетбуков. При падении абсолютных показателей продаж доля обычных ноутбуков в количестве и доля ноутбуков с диагональю от 17 дюймов как в количестве, так и в деньгах выросла, что говорит о невозможности их полноценной замены планшетом на сегодняшний день.
На рынке мобильных компьютеров лидирует Asus с 20% в количестве и 19% в выручке от продаж, с небольшим отставанием закончил год Acer. Lenovo значительно улучшил свои позиции на российском рынке, финишировав на третьем месте и оттеснив Samsung.
«Впервые в 2013 году по отношению к 2012 году в натуральном выражении спрос на планшеты на 3% превысил спрос на мобильные компьютеры. Перелом продаж в пользу планшетов произошел в количестве в мае 2013 года, в деньгах — в декабре 2013 года. Отставание рынка планшетов в денежном выражении обусловлено более низкой средней ценой устройства, составившей 11,6 тыс. рублей против цены мобильного компьютера 19 тыс. рублей. Положительная динамика продаж на рынке мобильных компьютеров наблюдается только в сегменте ультратонких ноутбуков, положительный прирост в выручке составил 51% и в количестве 78%. Средняя цена в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, снизилась с 37 тыс. рублей до 31 тыс. рублей», — прокомментировал руководитель департамента закупок «Евросети» Алексей Широков.