В России растет охват населения мобильным Интернетом. Об этом свидетельствуют первые результаты ежегодного мониторинга инновационного поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года.
В ходе исследования было опрошено 1575 россиян в возрасте от 16 до 74 лет. Выяснилось, что половина всех опрошенных за последние три месяца хотя бы один раз выходили в Глобальную сеть с помощью портативных устройств. 35% опрошенных для этого использовали мобильные телефоны, ноутбуки или нетбуки — 29%. Еще 10% пользовались планшетами и 3% — другими портативными устройствами (часть опрошенных могли использовать несколько разных устройств).
Таким образом, как отметили авторы исследования, для большинства пользователей России Интернет стал не просто частью их повседневной жизни. «Мобильные устройства позволяют стереть границу между онлайном и офлайном. В результате оба информационных пространства переплетаются гораздо сильнее, чем в условиях отсутствия мобильности», — говорится в исследовании.
Авторы проекта также задались вопросом, является ли мобильный Интернет индикатором каких-то значимых различий в социальных установках его пользователей. Для этого суточная аудитория Интернета была условно разделена на две группы: пользователи Интернета с мобильных устройств и обычные пользователи. Исследователи сравнили их цели выхода в Интернет за последние три месяца и выявили значимые различия. Самое главное из них заключается в том, что «мобильные» пользователи чаще используют Интернет для коммуникации, развлечения и размещения различной информации, чему способствует обилие соответствующих мобильных приложений. Исключение составляют такие параметры, как чтение новостей, газет, журналов и поиск информации о товарах и услугах: доля пользователей с такими целями в обеих группах практически одинакова — чуть более 40%.
Пользователи мобильного Интернета отличаются склонностью к инновационному поведению. Выявить это помогли результаты опроса на предмет отношения интернет-пользователей к различного рода новшествам. Среди пользователей мобильного Интернета оказалось максимальное число тех, кто на специальной опросной шкале от 1 до 10 выбрал наибольшие значения, свидетельствующие о склонности к переменам, экспериментальной деятельности, нововведениям в работе и повседневной жизни. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении опрошенных к техническим новинкам.
«Пользователи мобильного Интернета используют возможности Сети не только для чтения новостей и общения, но и для образования, покупок, взаимодействия с государственными органами, — считает научный сотрудник отдела исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Валентина Полякова. — В целом они более открыты миру и новым веяниям и могут выступать в качестве трендсеттеров, задавая новые модели поведения и потребления».
«Таким образом, использование мобильного Интернета сегодня может служить индикатором открытости инновациям среди населения. Можно предположить, что пользователи мобильного Интернета представляют собой группу населения, обладающую наиболее активным потенциалом к вовлечению в различные инновационные практики», — указали авторы исследования.
Что касается количества регулярных пользователей Глобальной сети, то здесь Россия пока отстает от большинства европейских стран. Тем не менее большая часть россиян (71%) в возрасте от 16 до 74 лет сегодня имеет опыт использования Интернета, а каждый второй обращается к возможностям Всемирной паутины практически ежедневно.
«Прирост российской аудитории Интернета в 2013 году по сравнению с предыдущим годом произошел в основном за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста», — отметил заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Мониторинг инновационного поведения населения» Константин Фурсов.
Например, среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет доля трехмесячной аудитории выросла с 45% до 53%. В группе от 55 до 64 лет доля пользователей достигла более чем трети, увеличившись на 10 процентных пунктов (п.п). И еще на 5 п.п. выросла доля аудитории среди самой старшей исследуемой группы — от 65 до 74 лет. При этом, по словам Константина Фурсова, среди молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет и от 25 до 44 лет доли трехмесячной аудитории Интернета остались на прежнем уровне (95% и 81% соответственно). Фактически Интернет в России сегодня осваивается «поздним большинством» и так называемыми «отстающими» (термины Э. Роджерса), говорится в материалах исследования.