20 февраля Центр технологий и инноваций PwC представил свой третий ежегодный отчет MoneyTree с анализом отечественной венчурной отрасли за 2013 г., который был подготовлен при поддержке Российской венчурной компании (РВК).
Как сообщила директор департамента инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова, данные, легшие в основу отчета, не принесли каких-либо сюрпризов, что, в ее понимании, говорит о достижении рынком стадии достаточно высокой прозрачности. Собирать информацию о сделках становится гораздо проще, чем еще несколько лет назад.
Поясняя методологию исследования, директор Центра PwC Антон Абашкин указывает на то, что в отчете учитывались только те сделки, которые были объявлены в течение отчетного календарного года. Также важно, что были определены границы размеров сделок, которые с полным правом можно считать венчурными, — не менее 50 тыс. долл., но и не более 100 млн. Ниже этого коридора находятся сделки, которые, скорее, относятся к сфере деятельности бизнес-ангелов (частных инвесторов), а выше речь идет уже об обычных прямых (нерисковых) инвестициях.
Кроме того, оценке PwC подверглись только компании, работающие на территории России (при этом их учредителями не обязательно должны были являться наши сограждане).
По словам г-на Абашкина, еще одним критерием традиционно является принадлежность финансируемых компаний к узкому кругу секторов экономики, которые в PwC относят к “венчурным” — с наибольшим инновационным потенциалом. Таковыми являются ИТ, промышленные технологии и биотех. И здесь уже не первый год наблюдается тотальное превалирование информационных технологий, которые к тому же являются и самым прозрачным сегментом. По большому счету, только ИТ и демонстрируют рост финансирования. В 2013 г. на них пришлось почти 87% сделок (193) и 93,5% от общей суммы инвестиций (611 млн. долл.) Таким образом, доля ИТ-сектора в общем объеме исследуемого рынка заметно выросла по сравнению с предыдущим годом, когда на него пришлось 83% от общего числа сделок и 87% от общей суммы инвестиций.
Впрочем, не вся динамика развития инвестиций в ИТ несет знак “плюс”. На фоне роста количества сделок на 23,7% одновременно наблюдается снижение общих объемов финансирования на 22,8%, фактически мы имеем снижение средней суммы одной сделки с 5,6 млн. долл. в 2012 г. до 3,3 млн. в 2013 г. И в PwC, и в РВК этот тренд воспринимают спокойно и даже не без оптимизма. По уверению г-на Абашкина, такая динамика свидетельствует в первую очередь об определенном взрослении нашего рынка — средний объем сделок выравнивается с аналогичными показателями развитых рынков других стран. Инвесторы приобретают больше опыта (в том числе инвестируя совместно с западными партнерами в зарубежные компании), перенимая те практики, которые им позволяют более качественно подходить к оценке отечественных проектов. Они начинают более консервативно смотреть на бизнес-планы предпринимателей и структурировать сделки таким образом, чтобы не инвестировать всю сумму сразу, а разбить ее на отдельные транши — а по сути, отдельные сделки. (Правда, как выяснилось, данных по динамике изменения средних сумм сделок на зарубежных рынках за 2013 г. пока нет, так что здесь не исключено наличие каких-либо иных общих трендов.)
Г-жа Биккулова к этому добавляет, что сейчас на российском рынке сложилась достаточно уникальная для мировой практики ситуация — на нем практически нет фондов-середнячков. Доминируют две группы. Одна часть фондов была создана уже давно (по российским меркам). У них сейчас свои задачи поздних стадий существования, связанные с так называемыми выходами (продажей профинансированных ранее и уже развившихся компаний), закрытием своих структур в качестве старых фондов и созданием новых. В общем, им прямо сейчас особо не до новых сделок. Другая группа — несколько десятков фондов, возникших за последнюю пару лет. Они ведут себя очень осторожно и консервативно, стараясь не рисковать чрезмерно крупными суммами. В совокупном итоге мы и имеем снижение средних сумм.
Так или иначе, лидером среди подсекторов ИТ по-прежнему остается сегмент электронной коммерции, на который приходится наибольшее число сделок (28) и наибольший объем инвестиций (172,8 млн. долл.). На втором месте находятся рекламные технологии — 27 сделок и 28,5 млн. долл. Правда, если распределять места, основываясь на денежных суммах, то вторую строчку рейтинга стоит отдать телекоммуникациям и ИТ-аутсорсингу — всего четыре сделки, но зато на 105,9 млн. долл. Отмечается, что в 2013 г. популярностью у инвесторов также пользовались решения в области образовательных услуг, технологии в финансовом секторе, проекты в сфере медицины и здорового образа жизни, игры.
Для более полного представления о структуре и динамике развития рынка России PwC также оценила объемы всей так называемой венчурной экосистемы, но не выделяя в ней ИТ от и био- и промышленных технологий. Помимо сегмента собственно венчурных сделок, о которых речь шла выше, в поле зрения исследователей попал ряд других секторов. Исследуя грантовое (безвозмездное, нерыночное) инвестирование, в PwC отмечают, что по сравнению с предыдущим годом число грантов в 2013 г. выросло с 702 до 1693. Правда, и здесь мы наблюдаем снижение объемов капиталовложений — со 145 млн. долл. до 102,8 млн.
В категории крупных сделок 2012 г. отметился тремя сделками на 516 млн. долл., а 2013-й — всего одной на 130 млн. В категории инвестиций в инфраструктуру опять же приходится констатировать спад: в 2012 г. — восемь сделок на 37,7 млн. долл., в 2013-м — четыре сделки на 2 млн.
И все же суммарно венчурная экосистема сумела вырасти за год почти на 50% — с 1,98 млрд. долл. до 2,89 млрд. А произошло это, благодаря динамике сектора выходов. В 2012 г. в нем было зафиксировано 12 сделок на 21 млн. долл., а в 2013-м уже 21 сделка на 2 млрд. Г-н Абашкин это также воспринимает как индикатор определенной зрелости рынка, так как именно выходы выступают для инвесторов мерилом успешности их деятельности за предыдущие несколько лет. Именно на основе выходов становится понятным уровень доходности сделанных инвестиций и инвесторы могут принимать решения о новых вложениях.
В завершении приведем оценки г-жи Биккуловой в отношении других типов инвестиций в России. По ее словам, у нас в стране еще не слишком много бизнес-ангелов, но здесь наметился явный прогресс. И хотя очень непросто посчитать частные деньги частных инвесторов, которые традиционно не очень склонны афишировать свою финансовую деятельность, РВК не без успеха пытается это делать. В прошлом году компания второй раз провела совместно с Национальной ассоциацией бизнес-ангелов (НАБА) исследование данного сектора. Полученные цифры оказались не столь велики, но все же было зафиксировано 140 сделок, причем речь идет лишь о тех регионах РФ, в которых есть представительства НАБА.
По мнению г-жи Биккуловой, крайне важно для инвестиционной экосистемы наличие инвестирующих корпораций. В мире на инициированные ими слияния и поглощения приходится до 90% сделок. В России эта тема пока находится в зародыше, однако, уверяет г-жа Биккулова, по итогам прошлого года можно сказать, что порядка десяти госкомпаний уже планируют создавать корпоративные венчурные фонды. Появилось в стране и несколько рыночных фондов, созданных в основном большими банковскими группами, что тоже следует считать весьма позитивным трендом. Если упомянутые тенденции сохранятся, то ситуация на отечественном рынке вскоре имеет шансы стать вполне сбалансированной — на нем будут присутствовать все источники капитала на разных стадиях инвестирования проектов.