Банк Julius Baer провел исследование мирового рынка смартфонов. Быстрое увеличение спроса на системы передачи данных через мобильные устройства стимулирует повышенный интерес к усовершенствованным смартфонам и планшетам. По данным Cisco, в 2013 году мировой объем данных, передаваемых через смартфоны, превзошел объем данных, передаваемых через портативные компьютеры и нетбуки. В то же время происходит смещение спроса от мобильных телефонов к смартфонам. Доля смартфонов от общих продаж мобильных устройств увеличилась с 9,6% (первый квартал 2007 года) до 54,9% (третий квартал 2013 года).
Смартфоны не являются группой однородных продуктов. На сегодняшний день ассортимент смартфонов достаточно широкий: от очень дорогих моделей смартфонов до самых бюджетных. Благодаря еще большему снижению цен на устройства и внедрению высококачественных и высокоскоростных сетей, ожидается продолжение процесса перехода от мобильных телефонов к смартфонам и переход от устройств, рассчитанных на сверхнизкий бюджет, к более дорогим устройствам. Однако последняя тенденция приведет к замедлению дальнейшего роста поставок смартфонов.
Потенциал дальнейшего распространения смартфонов не однороден. В то время как в развитых регионах рынок этих устройств достигает максимального уровня насыщения, развивающиеся рынки по-прежнему имеют существенный потенциал роста и разрыв между ними и развитыми рынками сокращается.
Если учитывать опыт прошлых лет, то взрывной рост продаж смартфонов в Азии продолжит серьезно превосходить темпы роста в западных странах. По некоторым оценкам, в 2013 году общее количество проданных смартфонов в одном только Китае превысило количество проданных смартфонов в Северной Америке и Европе. В основном такой рост обусловлен низким/средним уровнем цен на смартфоны, что связано с тем, что производство смартфонов и их компонентов сосредоточено в Азии. По прогнозам, доля продаж смартфонов на развивающихся рынках увеличится почти в два раза с 36% (2011 год) до 70% и 75% на конец 2013 года и на конец 2014 года соответственно.
Julius Baer ожидает, что в долгосрочной перспективе китайские производители, использующие компоненты местного производства, будут доминировать на рынке в низкой ценовой категории смартфонов. Маржинальность бизнеса в этой ценовой категории будет либо очень низкой, либо даже отрицательной. Несмотря на высокую плотность рынка, они все же будут сохранять конкурентоспособность, поскольку у них есть другие сферы производства (например, связанные с персональными компьютерами, серверами, мобильной инфраструктурой и др.), позволяющие компенсировать возможные убытки. Другими преимуществами этих производителей являются: низкая стоимость рабочей силы и близость к логистической цепочке поставок, операционная гибкость, преимущество ведения игры «на своем поле» и невысокие требования к финансовым отчетностям.
За рамками рынка традиционных мобильных устройств, по мнению Julius Baer, наибольшим потенциалом роста обладают такие сегменты как производство сопутствующих интеллектуальных периферийных устройств, например Google Glass, «умных» часов, беспроводных зарядных устройств и др. Компании, занимающиеся производством компонентов, которые в состоянии постепенно повышать технологический уровень и обеспечивать низкую себестоимость производства, окажутся в выигрыше от этой тенденции.
В июне 2007 года компания Apple выпустила свой первый iPhone на основе iOS, что существенно повлияло на рынок смартфонов, прежде всего за счет принципиально нового пользовательского интерфейса iPhone. Тем временем, доля Android на рынке увеличилась, и данная платформа стала безусловным лидером среди операционных систем для смартфонов, её доля на рынке приблизилась к 82% в
Рост на рынке смартфонов сместился в сторону развивающихся рынков, где потребители переходят от пользования обычных мобильных телефонов к бюджетным моделям смартфонов, а затем и к премиальным смартфонам. Поскольку объемы продаж смартфонов, рассчитанных на низкий/средний бюджет, будут преобладать над остальными смартфонами, то компании, которые будут в состоянии постепенно повышать свой технологический уровень и обеспечивать низкую себестоимость производства, будут обладать преимуществом на рынке. В проигрыше — в условиях «эрозии» рынка моделей среднеценового сегмента — окажутся производители таких моделей и пользователи системы Android, не обладающие достаточным производственным масштабом.