«Евросеть» подготовила сводный отчет по продажам рынка мобильных телефонов/смартфонов и планшетов в г. Москве. В данном отчете учтены результаты компаний, продающих основные направления мобильной и портативной техники.
По оценке департамента маркетинга компании «Евросеть», продажи телефонов и смартфонов в 2013 году в Москве составили 5,1 млн. устройств, что на 4% ниже 2012 года. Рынок в денежном выражении составил 36 млрд. руб., показав положительный прирост в 8% к прошлому году. Средняя цена реализованного устройства равнялась 7,1 тыс. руб., увеличившись на 13% к аналогичному периоду прошлого года.
Положительная динамика средней цены в Москве обусловлена ростом доли смартфонов. В количественном выражении доля смартфонов выросла в 2013 году на 14 п.п. и составила 50% от общего количества, в денежном выражении на 11 п.п. и составила 87% от общей выручки. Относительно медленный рост в денежном выражении связан со значительным расширением предложений в бюджетном сегменте устройств.
Рынок смартфонов в Москве в 2013 году показал положительный прирост по отношению к прошлому году. Прирост рынка смартфонов в количественном выражении составил 34%, в денежном выражении — 23%. Средняя цена проданного на рынке смартфона снизилась на 8% до 12,2 тыс. руб.
Рынок обычных мобильных телефонов продолжил падение, что обусловлено замещением мобильных телефонов смартфонами. В выручке продажи обычных мобильных телефонов сократились на 40%, в количестве — на 26%.
Наибольшей популярностью в 2013 году в Москве пользовались смартфоны на OC Android, продажи которых составили 70% в количестве и 60% в выручке от продаж. На втором месте — доля смартфонов на базе iOS. Значительное сокращение доли наблюдалось в продажах устройств на ОС Symbian. ОС Windows Phone удалось сохранить свою долю по отношению к 2012 году, как в выручке, так и в количестве.
На рынке смартфонов в Москве в количественном выражении продолжил лидировать Samsung, в денежном выражении первое место занял Apple. Apple оттеснил Samsung на второе место в выручке (32% против 31%) и Nokia на третье место в количестве (15% против 12%).
Рынок планшетов в Москве продолжает развиваться. За 2013 год в Москве было продано 1,2 млн. планшетов, прирост в количестве продаж составил 42% относительно 2012 года. Рынок в денежном выражении увеличился на 14% и составил 17 млрд. руб. Средняя цена планшета сократилась на 20% до 14,3 тыс. руб., что связанно со значительным расширением предложений в бюджетном сегменте планшетов.
В 2013 году лидером рынка планшетов в Москве в количестве и выручке от продаж остался Apple, снизив однако свою долю с 35% до 31% в количестве и с 49% до 47% в выручке.
На рынке операционных систем в Москве лидировали, сохранив динамику роста доли, планшеты на платформе Android, за счет сохранившейся значительной доли Samsung и усилившихся позиций B-брендов.
Виктор Луканин, вице-президент по коммерции компании «Евросеть», так прокомментировал ситуацию: «Столичный рынок смартфонов и планшетов отличается от федерального. Первое, доля Apple на рынке Москвы превалирует над долями других игроков рынка: в 2013 году по отношению к 2012 году американский вендор в смартфонах поднялся с третьего места на второе в натуральном выражении и со второго места на первое в денежном выражении; а в планшетах, даже при снижении доли, смог сохранить первенство по обоим показателям. На федеральном рынке вес Apple менее значителен, в среднем по России в смартфонах в натуральном выражении он занимает третье место с долей в 9%, а, к примеру, в Дальневосточном регионе не больше 5%; в денежном выражении в среднем по стране — второе место с долей в 21%, а, в частности, на Дальнем Востоке — 13%. Доля на общем рынке телефонов у Apple логично еще ниже, в некоторых регионах она не превышает 3% в штуках и 15% в выручке — все это результат ценовой недоступности вендора в России. Приверженность к Apple в столице мы объясняем несколькими факторами. Безусловно, москвичи больше других жителей России восприимчивы к маркетинговым коммуникациям. Существенную роль играет и среднемесячная заработная плата жителей столицы: по данным Росстата, на декабрь 2013 года ее размер превысил 76 тыс. рублей против примерно 39 тыс. рублей в среднем в России. Кроме того, Москва была и остается центром старта продаж высокотехнологичных устройств, где оседает большая часть ввозимых в Россию новинок. Второе, московский рынок планшетов перешел из стадии активного роста в умеренный. Если положительный прирост продаж планшетов в России в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, составил 107% в количественном выражении и 55% в денежном, то в Москве намного меньше — 42% в натуральном выражении и 14% в денежном. Несомненно, направление развития рынка зависит от степени стабильности экономической ситуации. По нашим прогнозам, в 2014 году, по сравнению с прошлым годом, рынок сотовых телефонов и смартфонов продемонстрирует в Москве снижение на