В своем ежегодном послании акционерам глава IBM Джинни Рометти в качестве главных фокусов выделила когнитивные и облачных технологии, а также системы обеспечения взаимодействия (Systems of Engagement).
Изменение стратегии не стало особой новостью для наблюдателей и акционеров компании. Облачные технологии набирают обороты, и предприятия вместо покупки серверов и систем хранения начинают активно использовать облака. В результате спрос на оборудование сокращается, на что, в частности, указывают финансовые показатели IBM за прошлый год. К примеру, доход “железного” подразделения Systems and Technology сократился на 18% (без учета валютных колебаний) — до 14,37 млрд. долл. Это негативно отразилось на общем обороте IBM, который в 2013-м составил 99,75 млрд. долл., что на 2,5% меньше, чем в 2012-м. Прибыль (до уплаты налогов) упала на 8%.
По словам Джинни Рометти, IBM продолжает трансформацию, отказываясь от тех направлений, которые затрудняют рост. Так, недавно компания продала бизнес по производству x86-серверов фирме Lenovo и объявила план продажи бизнеса по производству микросхем. Правда, по слухам, не найдя желающих купить полупроводниковое направление, IBM занялась поиском партнера для создания совместного предприятия. Кроме того, компания начала сокращение штата и по некоторым данным собирается в этом году сократить 13 тыс. рабочих мест. Но в то же время в растущих подразделениях было открыто порядка 3000 вакансий.
На этих растущих направлениях и строится новая стратегия IBM, которая старается сосредоточиться на высокомаржинальной деятельности. Первое из них связано с когнитивными технологиями и Big Data. Здесь Джинни Рометти возлагает надежды на недавно сформированное подразделение Watson, в которое вложен 1 млрд. долл. Уже собрана команда из двух тысяч сотрудников и началось создание экосистемы разработчиков и партнеров. Однако наблюдатели отмечают, что несмотря на огромные вычислительные возможности суперкомпьютера Watson, эта технология еще не опробована на рынке и потребуется немало времени, чтобы она завоевала доверие у предприятий.
Кроме того, большие ожидания IBM связывает с бизнес-аналитикой и Big Data. По словам главы компании, этот бизнес быстро растет и в 2013-м достиг около 16 млрд. долл. В связи с этим корпорация подняла планку и в 2015-м планирует заработать в данной области 20 млрд.
Второе перспективное направление касается облачных технологий. Джинни Рометти напомнила о прошлогодней покупке компании SoftLayer и о превращении IBM в поставщика корпоративных облаков. Она даже заявила, что Голубой гигант занимает первое место в области гибридных облаков и сообщила о планах использовать накопленную экспертизу в области связующего ПО.
По ее словам, сейчас появляется новая разновидность облачных услуг — связующий сервис, предназначенный для управлениям сложными вычислительными средами. Недавно корпорация объявила о ряде решений для связи корпоративных данных и приложений с облаками, а также открыла независимым разработчикам доступ к портфелю корпоративного ПО, чтобы облегчить им задачу создания приложений. В собственных лабораториях IBM по разработке ПО облачные продукты также получили наивысший приоритет.
Третье многообещающее направление строится вокруг систем обеспечения взаимодействия (Systems of Engagement), к которым относятся социальные, мобильные сервисы и услуги по защите информации.
Аналитики одобряют действия IBM по трансформации бизнеса, но некоторые отмечают, что пока неясно, смогут ли новые направления компенсировать спад в области продаж серверов, и если смогут, то когда.
Понимая это, IBM пока не собирается отказываться от “железа”. Джинни Рометти подчеркнула, что компания не уходит с рынка оборудования и продолжит выпускать высокопроизводительные и высококлассные компьютеры и системы хранения, а также будет вкладываться в R&D в области передовых полупроводниковых технологий.
Тем не менее изменения в стратегии IBM настолько велики, что некоторые наблюдатели назвали 2014-й самым решающим годом за всю 103-летнюю историю компании.