Чтобы лучше понять ближайшее будущее мобильных технологий в корпоративном сегменте ИТ-рынка, издание CIO Insight провело две беседы — с Крисом Хазелтоном, директором по исследованиям компании 451 Research по направлению мобильных и беспроводных технологий, и Крисом Маршем, ведущим аналитиком в области корпоративной мобильности из Yankee Group. Эти эксперты обсудили тенденции, отмечаемые на рынке мобильных технологий, позиции и политику производителей оборудования, возможности возврата инвестиций (return of investment, ROI) в мобильные вычисления и в разработку соответствующих корпоративных приложений; при этом они дали свой прогноз на 2014-й и последующие годы. Приводим выдержки из этих интервью.
Крис Хазелтон комментирует основные тенденции на рынке корпоративных мобильных технологий.
Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на отношение ИТ-служб к мобильным технологиям?
Политику ИТ-служб в сфере мобильности определяют два наиболее важных фактора — ограниченная способность контролировать используемые сотрудниками устройства и постоянно растущий объем проходящих через такие устройства корпоративных данных. Это означает, что ИТ-департамент должен регулировать использование корпоративных данных в инфраструктуре, контроль за которой он постепенно и неуклонно теряет.
По мере того, как ИТ-службы будут уступать свои позиции пользователям в том, что касается применения мобильных устройств на работе, они окажутся перед необходимостью управлять корпоративными данными, приложениями и рабочей средой на таких устройствах. В результате организациям придётся восстановить контроль над мобильными вычислениями. Пользователи могут работать на своих устройствах, но ИТ-отделы будут обязаны сохранять контроль над доступом к данным.
Чего вы ожидаете в этом году от Apple, BlackBerry, Nokia и Samsung с точки зрения поддержки корпоративных пользователей?
Эти четыре поставщика мобильных устройств сильно отличаются друг от друга по уровню усилий, направленных на поддержку работы своих устройств в корпоративной инфраструктуре, и по реакции ИТ-подразделений на эти усилия.
Apple фокусируется на потребительском рынке и не будет предлагать непосредственную поддержку корпоративным пользователям. Многие организации хотели бы применять технологии Apple, но вместо ответа они встречают молчание. Заполнить этот пробел стремится практически каждый поставщик систем управления корпоративной мобильной инфраструктурой, все они пытаются обеспечить наилучшую поддержку для устройств Apple.
Компания BlackBerry ведет себя совершенно иначе в этом отношении. Она работает интенсивнее, чем когда-либо ранее, чтобы привлечь корпоративных пользователей — вплоть до поддержки конкурирующих устройств. Однако ИТ-специалисты отворачиваются от устройств и инструментов управления BlackBerry, поскольку компания, когда-то выступавшая как золотой стандарт в области корпоративной мобильности, не может обозначить ничего определенного относительно своего будущего.
Nokia находится в процессе трансформации, вызванной поглощением со стороны Microsoft, практически полностью полагаясь на неё в вопросе продвижения своей продукции на корпоративный рынок. Однако пока компания не смогла добиться заметного успеха, поскольку ранние версии Microsoft Windows Phones не только не были готовы для работы в корпоративной инфраструктуре, но даже и не ориентированы на это. Процесс интеграции в структуру Microsoft привел к значительному отставанию устройств Nokia и платформы Windows Phones от платформ Android и iOS. Учитывая сильнейшую концентрацию усилий Microsoft на своем бизнесе по производству мобильных устройств в целом, мы ожидаем, что корпорация даст свой ответ на корпоративные требования к мобильным вычислениям в устройствах Nokia.
Что же касается Samsung, то она вложила значительные средства в разработку ПО, развертывание сервисов и подготовку персонала, поставив целью обеспечить поддержку требований корпоративных заказчиков лучше, чем кто-либо другой из поставщиков Android-устройств. За последние два года компания существенно расширила свои интерфейсы прикладного программирования (API) для работы в корпоративной инфраструктуре и сейчас начинает продавать услуги и собственные продукты крупным корпоративным пользователям напрямую.
Какие долгосрочные тенденции вы отмечаете на рынке систем управления корпоративной мобильностью [enterprise mobility management, EMM]? Что здесь можно считать хорошими новостями и что — плохими?
Хорошие новости состоят в том, что в обстановке высокой конкуренции, когда множество поставщиков стремится продемонстрировать свои преимущества друг перед другом, EMM-рынок быстро развивается и предлагает новые возможности для корпоративных заказчиков при относительно низких расходах. Инструменты, предназначенные для ИТ-служб, будут совершенствоваться, и организация доступа по принципу SaaS, предлагаемая большинством поставщиков, означает, что эти улучшения будут регулярно доводиться до пользователей. Мы считаем, что данная работа будет фокусироваться на управлении приложениями и корпоративной информацией.
Ну а к плохим новостям можно отнести то, что по мере движения рынка в сторону дуополии Android и iOS поставщики EMM-решений останутся сильно ограниченными в своих возможностях по разработке приложений для мобильных устройств с использованием API, предлагаемых этими двумя платформами. Хотя некоторые производители устройств на платформе Android реализовали немало управленческих API-интерфейсов в своей продукции, большинство разработчиков не спешит последовать этому примеру, что начинает отрицательно сказываться на заинтересованности ИТ-служб в платформе Android. Компания Apple заинтересована в благоприятной реакции конечных пользователей и не торопится с разработкой управленческих API для поставщиков EMM-решений. Чем больше рынок будет зависеть только от Android и iOS, тем больше эти ограничения будут сказываться на развитии и продвижении EMM-технологий.
Далее Крис Марш комментирует тему возврата инвестиций применительно к мобильным вычислениям, рассуждает о мобильных облачных платформах, о разработке приложений и о том, каких перемен можно ожидать в сфере корпоративной мобильности в нынешнем году.
Расскажите нам о вашей методике RoM [Return on Mobility, расчет показателей возврата инвестиций в мобильные технологии] и о расчете её текущих и будущих показателей.
Система RoM представляет собой новую методологию исследований, позволяющую рассчитать прибыль предприятий от инвестиций в ИТ-платформы, которые они могут использовать для разработки и развертывания мобильных технологий и сервисов, а также для управления ими. Фактически это методика ROI, переработанная специально для инвестиций в мобильные вычисления. По мере того, как растущая значимость мобильных, социальных и облачных технологий все в большей степени определяет успешность бизнеса, для компаний становится критически важно принимать правильные, обоснованные решения относительно платформ, которые они используют или планируют использовать.
Основная идея методики RoM выходит за пределы расчета общей стоимости владения и вычисляет ROI для корпоративных пользователей на основе таких преимуществ, как интеграция приложений, производительность труда персонала или опыт работы с клиентами.
Компания Yankee Group провела независимый опрос пользователей одной из десяти платформ мобильных вычислений, используемых сегодня для управления мобильными бизнес-приложениями, их разработки и развертывания, и представила результаты в сводном отчете. Текущий показатель RoM рассчитан исключительно на основе данных опроса. Показатель, рассчитанный для будущего, также базируется на информации, собранной в ходе этого исследования, но включает и результаты собственных качественных расчетов, выполненных Yankee Group по некому набору ключевых характеристик, которые, как считает исследовательская компания, будут определять платформы-лидеры в будущем.
Какие изменения вы предвидите в традиционных ИТ-департаментах в последующие годы? И чего можно ожидать в области корпоративной мобильности в нынешнем году?
Среди грядущих изменений Yankee Group ожидает уверенного выхода мобильных приложений на передний план. Лишь относительно недавно стали доступны инструменты, способные помочь компаниям отреагировать на эту тенденцию. Довольно долго на рынке не существовало инструментов корпоративного класса, предлагающих корпоративным заказчикам уровень скорости, масштабируемости и гибкости, необходимый для инновационного развития в мире истинно мобильных вычислений. Сейчас такие инструменты начинают появляться, однако предприятия до сих пор слышат либо ложные обещания, что традиционные подходы имеют всё необходимое для обеспечения такой возможности, либо фальшивые заявления о невозможности создания инструментов, сочетающих корпоративный уровень с заданными требованиями к скорости, масштабируемости и гибкости работы.
Другое важное изменение рыночной ситуации заключается в том, что платформы мобильных облачных вычислений, похоже, становятся новым — мобильным — типом ПО промежуточного уровня. Новые платформы мобильной облачной разработки и создания инфраструктуры, возникшие в последние полтора года, имеют твердый прицел на корпоративных заказчиков, на быстрое распространение приложений, о которых мы говорили, как для внутреннего использования, так и для работы с клиентами, и на переход в категорию нового корпоративного ПО промежуточного уровня. Вынося сложные инженерные функции, традиционно выполняемые на back-end-серверах, на уровень облачных сервисов, поставщики таких решений предлагают восхитительный подход, который окажет большое влияние на весь рынок и будет играть важнейшую роль, помогая корпоративным пользователям масштабировать не только приложения и проекты, но и инновации.
Мы ожидаем также, что расширится число возможных подходов к разработке приложений. Сегодня у заказчиков есть широкий выбор в этой области. Помимо упомянутых нами платформ они могут продолжать сотрудничество с компаниями-разработчиками или консультантами. Могут обратиться к платформам совместной работы или к одному из провайдеров услуг “back-end как сервис”, количество которых быстро растет, и к огромному набору простых и легких в использовании инструментов для разработки мобильных приложений. Или же они могут воспользоваться растущей популярностью адаптивного подхода к разработке. Все эти варианты равнозначно надежны и хороши.