7 апреля российское сетевое сообщество отметило 20-летний юбилей Рунета — именно в этот день в 1994 г. был официально зарегистрирован национальный домен .RU. С учетом важности и знаковости данного события на тему Интернета в течение дня успело высказаться множество чиновников и политических деятелей. В их числе оказался ни много ни мало и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, опубликовавший специальное обращение в своем видеоблоге. Правда, ориентировано оно было на самый широкий круг зрителей, поэтому речь в нем шла о вполне очевидных и даже банальных вещах. По словам г-на Медведева, сегодня он видит три основные задачи, которые помогает решать Всемирная сеть. Первая — информационная: в Сети мы можем найти новости, книги, фильмы и пр. Вторая — образовательная: Интернет является уникальным инструментом для образования и познания окружающего мира. И третья — социально-коммуникативная: в Интернете присутствует множество сервисов для общения граждан друг с другом (социальные сети и т. п.), а также для их взаимодействия с государством (в частности, единый портал госуслуг).
Несколько более специализированные и профессионально направленные доклады прозвучали в рамках прошедшего в тот же день Пятого российского форума по управлению Интернетом. И здесь были две главные (во многом переплетающиеся) темы — экономика и политика. Так, например, глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко отметил, что внутри РАЭК при значительной поддержке Минкомсвязи уже довольно давно зреет проект с рабочим названием “Стратегия развития Интернета”. По всей видимости, это в большей степени должен быть документ, касающийся экономических вопросов. Однако, как можно было понять со слов г-на Плуготаренко, из-за ряда политических факторов, связанных с беспрецедентным вниманием к интернет-отрасли со стороны государства в 2013 г., к финализации документа РАЭК пока не приступает, пытаясь разобраться в ситуации комплексно. На форуме г-н Плуготаренко поинтересовался у вице-губернатора Челябинской области и советника спикера Совета Федерации Руслана Гаттарова, чего же в стратегии развития Интернета должно быть больше — экономики или политики. На это бывший сенатор, курировавший многие ИТ-вопросы, ответил в том смысле, что подобный документ, безусловно, должен учитывать экономические факторы, но упор в обязательном порядке необходимо делать на политику. В качестве аргументов г-н Гаттаров коснулся наметившейся передачи Соединёнными Штатами Америки контроля над корневой зоной Интернета какой-либо профессиональной организации, а также уже действующих и возможных новых санкций Запада в связи с известными украинскими событиями. Например, он Гаттаров задавался риторическим вопросом, сможем ли мы в ближайшее время договориться, чтобы финансовые платформы, используемые в том числе и для расчетов в Сети, не зависели от других стран. Кстати, по его утверждению, представительства зарубежных компаний в России, которые раньше постоянно боялись , что их в любой момент может задушить (и отключить от Интернета) “страшное” государство, сейчас еще в большей степени боятся, что их отлучат от Сети США.
Руслан Гаттаров подтвердил, что в последнее время наше государство действительно проявляло к Интернету большой интерес, пытаясь активно участвовать в его развитии. И по мнению чиновника, в этом году отрасль почувствует на себе еще больше высокого внимания. Он признает, что в парламенте сейчас очень велико количество депутатов, которые хотят заниматься регулированием Интернета, но при этом слабо представляют себе его структуру и принципы работы. Однако уже в 2016 г., после очередных выборов в Госдуму, г-н Гаттаров прогнозирует появление большого числа профессионалов, хорошо разбирающихся в сетевых вопросах и способных регулировать Рунет экспертно.
Не обошелся без политических ремарок и заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, но в его речи все же гораздо больше было экономики. Отвечая на вопрос модератора одной из секций форума относительно того, чем же для государства сегодня является Интернет, г-н Волин однозначно выразил уверенность в том, что в первую очередь это очень быстро растущая отрасль экономики. И здесь стоит напомнить, что, по предварительным данным РАЭК, в 2013 г. суммарные обороты четырнадцати сегментов рынка Рунета составили 1 трлн. руб., что эквивалентно 1,7% ВВП. А если оценивать экосистему так называемых интернет-зависимых рынков, то речь уже будет идти о 5,2 трлн. руб. и 8,5% ВВП.
Для г-на Волина вполне очевидно, что сегодня Интернет превратился из сферы любителей и энтузиастов в сферу, в которой вращаются большие деньги и создаются рабочие места, в сферу, влияющую на все отрасли хозяйствования на территории страны. Интернет — это бизнес, а для бизнеса должны быть свои характерные черты и понятия. Бизнес, по убеждению г-на Волина, может нормально развиваться только в условиях, когда есть четкие правила игры, когда есть предсказуемость и надежность функционирования. Поэтому сегодня, когда мы говорим о развитии Интернета, одним из важнейших направлений для нас должны стать вопросы надежности и безопасности. На Сеть завязано такое количество сфер жизни и хозяйствования, что любой, даже краткосрочный сбой в системе по сути может привести к коллапсу. Алексей Волин считает, что система должна быть устойчивой к внешним воздействиям и гарантированной от недружественного вмешательства. При этом чиновник вспоминает недавнюю хорошо всем известную историю, произошедшую с банковскими платежными системами Visa и Mastercard, которая в его понимании является наглядным подтверждением того, что государству следует серьезно задуматься над дополнительными условиями своей безопасности, в том числе и в Интернете.
Если говорить о том, что государство делает для отрасли, то, по уверению г-на Волина, помощь традиционно идёт по двум направлениям. Первое — расширение зоны широкополосного доступа. Чиновник убежден, что именно вслед за ним в соответствующие регионы приходит бизнес и появляются сервисы. Второе — увеличение доли онлайн-услуг, в том числе и по государственной линии.
В отношении Сети г-н Волин делает несколько наблюдений. Так, в его понимании Интернет сейчас перестает существовать в чистом виде. Происходит его конвергенция со всеми другими отраслями экономики. Например, медиа невозможны без сайтов, продажа билетов — без онлайн-сервисов, банковские услуги базируются на Интернете, торговля тоже. За счет этой конвергенции создается большое количество новых рабочих мест, на которые в Минкомсвязи совсем недавно даже не рассчитывали. По уверению г-на Волина, в министерстве еще не так давно прогнозировали появление в течение пяти лет примерно миллиона соответствующих вакансий. Сейчас, с учетом новых реалий, этот прогноз, возможно, будет увеличен вдвое.
Еще один момент, на который обращает внимание чиновник, — размытие понятий. Сегодня претендентов на звание ИТ-специалистов становится все больше. Например, по убеждению г-на Волина, к айтишникам уже смело можно отнести всех современных аниматоров и мультипликаторов. И если это признание осуществить на юридическом уровне, то студии смогут рассчитывать на соответствующие преференции и льготы.
Затрагивая тему подготовки кадров, г-н Волин высказал идею создания системы неформальной экспертной (негосударственной) сертификации и оценки вузов, где готовят ИТ-специалистов и профессионалов для интернет-индустрии. В понимании чиновника подобного рода индустриальные рейтинги будут серьезным ориентиром для абитуриентов.
В заключение г-н Волин признался, что рабочая группа по интернет-бизнесу в Минкомсвязи пока работает слабо. Однако свою задачу ведомство однозначно видит в создании условий, в которых отрасль смогла бы заработать как можно больше денег, и намерено “исправиться”, оказывая индустрии всё необходимое содействие.