Корпорация EMC опубликовала результаты седьмого ежегодного исследования «Цифровая вселенная», единственного в мире проекта по количественной оценке и прогнозированию роста объемов данных, над которым работают специалисты IDC. Исследование этого года — «Цифровая вселенная возможностей: многообразие данных в Интернете вещей» — посвящено беспроводным технологиям, смарт-устройствам и программно-определяемым предприятиям. Именно эти «генераторы информации» последние годы играют центральную роль в активном росте объемов данных. Так, благодаря «Интернету вещей» объем цифровой вселенной каждые два года расширяется в два раза. Ученые прогнозируют, что за период между 2013 и 2020 годом количество информации увеличится десятикратно — с 4,4 триллионов гигабайт до 44 триллионов.

Какие же перспективы нас ждут? Если сегодня кому-нибудь придет в голову записать в iPad Air весь объем информации цифровой вселенной, то понадобится батарея планшетов длиной 253 704 км (2/3 расстояния до Луны). К 2020 году не хватит и шести таких батарей.

Сегодня каждое домохозяйство создает объем данных, достаточный для заполнения памяти 65 телефонов iPhone. К 2020 году этот объем будет заполнять уже 318 телефонов iPhone.

Если для наглядности представить один байт данных как кастрюлю с водой (3,7 л), то сейчас создаваемых за 10 секунд данных будет достаточно, чтобы полностью залить средних размеров дом. В 2020 году на это понадобится всего 2 секунды.

«Интернет вещей» — это миллиарды повседневных предметов и устройств, которые имеют уникальные идентификаторы и могут автоматически регистрировать, собирать и получать данные. Например, датчик в кроссовках может фиксировать скорость бега, а датчик в пролете моста может собирать данные о плотности движения по мосту. Согласно исследованию IDC, количество устройств и предметов, которые можно подключить к Интернету, приближается к 200 миллиардам, из которых 7% (14 миллиардов) уже подключены к мировой сети и активно передают через нее данные. Сейчас данные от таких устройств составляют 2% от объема информации, генерируемого во всем мире. Специалисты IDC прогнозируют, что к 2020 году количество подключенных устройств возрастет до 32 миллиардов, что соответствует 10% от общего объема данных во всем мире.

Влиянием «Интернета вещей» также объясняется изменение удельной доли «полезных данных», т.е. данных, пригодных для анализа. В 2013 году в эту категорию попадало только 22% информации в цифровой вселенной. При этом фактически анализировалось всего 5% данных — остальные массивы превращались в «космический мусор». К 2020 году, благодаря развитию «Интернета вещей», более 35% данных будут считаться полезными, однако эффективность использования этой информации будет зависеть от предприятий.

Результатом этих процессов станут принципиально новые способы взаимодействия с заказчиками. Оптимизация бизнес-циклов приведет к снижению операционных затрат и высвобождению триллионов долларов для развития бизнеса. Вместе с тем, предприятия столкнутся с новыми сложностями: например, с необходимостью администрировать, хранить и защищать огромные объемы разнообразных данных. Согласно данным IDC, 40% данных в цифровой вселенной нуждаются в различных мерах защиты — от обеспечения повышенной конфиденциальности до полного шифрования. При этом фактически защищена сегодня только половина этих данных (20% от общего объема).

Сейчас 60% данных в цифровой вселенной приходится на сформировавшиеся рынки (Германия, Япония и США), но к 2020 году баланс сдвинется в сторону развивающихся рынков (Бразилии, Китая, Мексики и России).

Совокупный мировой объем свободной емкости систем хранения (т.е. неиспользованные байты) с учетом всех типов носителей растет медленнее, чем объем цифровой вселенной. В 2013 году совокупная доступная емкость соответствовала всего 33% объема цифровой вселенной. К 2020 году ее будет достаточно для хранения менее чем 15%. К счастью, большая часть данных генерируется краткосрочно (потоки Netflix или Hulu, данные игровых приложений Xbox ONE, цифровое телевидение и т.п.) и не требует хранения.

В 2013 году менее 20% данных в цифровой вселенной размещалось в облаке. К 2020 году эта величина удвоится и составит 40%.

Две три битов в цифровой вселенной создаются потребителями и работниками, но предприятия несут ответственность (в разных формах) за 85% цифровой вселенной.

«Предприятия все шире используют социальные медиа и включают в свою бизнес-модель использование мобильных устройств. По мере этого объем и потенциал цифровой вселенной увеличивается, а предприятия получают более широкие возможности анализа новых потоков данных и повышения ценности уже накопленных данных. Иными словами, предприятия всех типов стремительно превращаются в программно-определяемые предприятия прямо на наших глазах. Хотя потенциал исключительно велик, сопутствующие сложности также нельзя сбрасывать со счетов. ИТ-службы должны нажать символическую кнопку перезагрузки, чтобы найти инновационные способы использования существующей инфраструктуры и занять такое положение, чтобы полностью погрузиться в мир технологий „третьей платформы“», — прокомментировал Джереми Бертон (Jeremy Burton), президент по продуктам и маркетингу подразделения EMC Information Infrastructure.

«Цифровая вселенная и „Интернет вещей“ идут рука об руку. По мере того как увеличивается количество подключенных к Интернету датчиков, генерируемые ими данные играют все большую роль во всех сферах бизнеса, поднимая старые отрасли на совершенно новый уровень. Традиционные сервисы хранения данных достигнут нового уровня отказоустойчивости и надежности и благодаря этому смогут стать частью новой цифровой вселенной. А это можно гарантировать только в программно-определяемой среде», — отметил Вернон Тернер (Vernon Turner), старший вице-президент IDC.