Конференция и выставка Inside 3D Printing, проходившие в начале апреля в Javits Center в Нью-Йорке, стали напоминанием, что 3D-печати суждено изменить мир.
По мнению энтузиастов, 3D-печать дает много пользы для бизнеса и создает возможности вырастить поколение, умеющее мыслить более глубоко.
На выставке были представлены 3D-принтеры для любых групп пользователей, различной ценовой категории и для разных задач. Среди созданных с их помощью объектов можно было увидеть велосипед, ударную установку, маленький город из песчаника, пятидюймовую копию бразильской статуи Христа, изображение дракона, каблуки для обуви (от атлетических до десятисантиметровых), ювелирные изделия, бесчисленные безделушки (зайчиков, роботов и т. п.) и облачение супергероя.
Я не смог найти пекаря или изготовителя сладостей, которые предлагали бы распечатанную еду, однако был рад стать обладателем маленькой легкой клипсы, которая избавила меня от мучений с наушниками, путавшимися в сумке. Крепящаяся с помощью крошечной английской булавки, она идеально выполняет свою функцию.
Эту клипсу придумал Стив Керти, директор по производству в Table Top Inventing, который в своем докладе “Обучение творчеству: первый шаг к революционным переменам” осветил, возможно, наиболее интригующую преобразовательную сторону 3D-печати: она может изменить для следующего поколения формы обучения, мышления и отношения к окружающему миру.
Керти начал свою речь с вопроса: что общего у 3D-печати, марсохода и вегетарианского слоеного клубничного торта?
Ответ: все это не рождается в чьей-то голове в законченной форме и требует многоэтапных процессов обдумывания.
“Нужно сделать мороженое без молочных продуктов? Это дело надо продумать и поэкспериментировать”, — сказал Керти. Причем почти во всех случаях первая версия никогда не бывает лучшей. Так, подаренная клипса для наушников представляла собой “версию 7”.
Керти призвал преподавателей, которые находятся в прямом контакте с учащейся молодежью, побуждать учеников задавать углубленные вопросы. Вопросы поверхностные ведут к более глубоким вопросам, те, в свою очередь, — к еще более глубоким и далее до самой сути, понимание которой, если постараться, дает возможность решить проблему, сказал он. После первого вопроса, поставленного Исааком Ньютоном (почему яблоко падает с дерева?), Альберт Эйнштейн задался вторым, более глубоким (что заставляет две массы притягиваться?), который и приблизил мысль к сути явления.
“По нашему мнению, инспирировать более глубокие вопросы можно через творческий процесс, — считает Керти. — Обучение творчеству является практической философией обучения, при котором физическое создание решений ведет к углублению мышления”.
Габриель Ренджел, первый помощник технического директора JPL (Лаборатории реактивного движения NASA), выступая с докладом “Подготовка следующего поколения исследователей космоса с использованием дополненной реальности, 3D-печати и 3D-сканирования”, утверждает: “Новым поколением космических исследователей станут дети, выросшие на компьютерных играх. Мы демонстрируем, как сегодняшние игрушки могут стать завтрашними инструментами”.
JPL ставит целью заинтересовать космосом как можно больше детей. Лаборатория начала изготавливать одноминутные видео, упрощающие концепции (“упрощать, но не оглуплять”), которые могут разбудить мышление некоторых ребят, и имеет летнюю интернатуру для старшеклассников.
Ренджел рассказал историю одного интерна, шестнадцатилетней девушки, которая использовала настольный принтер JPL MakerBot для изготовления уменьшенной модели астероида Веспа. Он резюмировал, что всё это ведет к перемене ментальности. Девушка потом использовала 3D-принтер для старта побочного бизнеса по продаже футляров для iPhone, которые сама же придумала и распечатала.
Для тех, кто поменьше возрастом, JPL предлагает “Осязаемый Марс”, который можно просканировать, а затем воссоздать в модели.
“Дети ростом чуть выше стола начинают понимать, что они не ограничены игровым форм-фактором. И интерфейс для них тоже вполне естествен. И что же дальше? — говорит Ренджел. — Нельзя ли поместить сканер на марсоход Curiosity? Что, если просканировать, а потом распечатать поверхность Марса? Это в корне меняет наше восприятие сложности информации”.
В ходе конференции несколько раз упоминался акроним STEM (science, technology, engineering, mathematics — наука, технология, техника, математика). Керти сначала переделал его в STEAM, добавив искусство (art), а потом в eSTEAM, где маленькая “e” обозначает предпринимательство (entrepreneurship).
По словам Керти, миру нужны не просто люди, умеющие решать проблемы, но люди, умеющие их устранять проактивно. Насколько эффективнее стал бы устроен мир, если бы мы сумели вырастить поколение специалистов по упреждающему решению проблем; людей, которые находят и решают проблему до того, как бизнес или начальство могут с нею столкнуться, добавил он. “Пусть хотя бы 10% из нового поколения приобрели такие качества, насколько изменился бы тогда окружающий мир”, — сказал Керти.