За несколько лет узкий круг пользователей свободного программного обеспечения (СПО) невероятно расширился. По данным разных исследований, в нетехнологических отраслях процент таких пользователей превышает 85%, а в технологических компаниях он еще выше. Между тем хаос, порожденный в последние недели ошибкой Heartbleed, поставил вопрос о целесообразности использования СПО на предприятиях.
Многие руководители говорят, что свободное программное обеспечение дает их организациям конкурентные преимущества, и это одна из причин, почему CIO должны лучше поддерживать СПО-инициативы.
Не в пользу СПО говорит и сохраняющееся до сих пор устойчивое мнение, что оно требует определенных затрат, поскольку не контролируется должным образом, и эта задача ложится непосредственно на использующую его компанию. Так что данному направлению в разработке ПО можно было бы подписывать смертный приговор, если предположить, что в проприетарных решениях ошибки и уязвимости случаются реже и несут в себе меньшую угрозу.
Однако Microsoft, Apple и многие другие разработчики софта раз за разом доказывают неверность такого предположения. Огромное количество используемого сегодня коммерческого ПО представляет собой одну большую заплату. Между тем открытое ПО обладает хорошим потенциалом для повышения его качества и защищенности, поскольку позволяет привлечь больше умов к написанию кода, тестированию его функционала и проверке на безопасность, а также исправлению выявленных ошибок и устранению обнаруженных проблем.
Интересно, что мотивация к использованию СПО быстро меняется. Для многих организаций это все меньше вопрос сокращения затрат и все больше вопрос внедрения инноваций. Половина руководителей старшего уровня, принявших участие в опросе компании Black Duck Software в ходе подготовки ею очередного ежегодного отчета Future of Open Source Survey, сообщили, что с помощью СПО обеспечили конкурентные преимущества для своей компании. Наиболее “горячие” сферы его применения — облачные и виртуализационные инициативы, управление контентом, мобильные приложения, безопасность.
Надо отметить неуклонный рост числа признающих, что модель разработки ПО с открытым исходным кодом (и обусловленное ею коллективное творчество программистов) подстегивает общее движение в сторону инноваций, что в противном случае было бы невозможно.
Так в чем проблема? Многие из тех, кто добровольно пишет код для открытых проектов, сетуют на ограниченную вовлеченность в такие проекты. Кроме того, как отмечает в своем недавнем отчете Linux Foundation, мешают политика и разного рода склоки.
Так что прежде, чем клеймить разработчиков за Heartbleed, подумайте о том, что СПО есть и будет. И чем больше ресурсов компании и индивидуальные пользователи выделяют на СПО-инициативы, тем лучше результат и тем меньше проблем у каждого. Задача CIO заключается в том, чтобы поддержать эти инициативы и способствовать совершенствованию бизнес- и ИТ-модели свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом.