12 марта 2014 г. был подписан законопроект, который вносит изменения в Гражданский кодекс РФ в части регулирования вопросов интеллектуальной собственности. Лицензионное соглашение, которое пользователь подписывает при установке программы, приравнивается к договорному документу. Говоря юридическим языком, конечный пользователь и разработчик софта заключают договор присоединения.
Необходимость заключения договора в упрощенном виде понятна, если рассматривать ситуацию домашнего использования программных продуктов. Приобретая диск с игрой, потребитель может даже не подозревать о том, что у него появляются обязанности по отношению к производителю программы. Лицензионным соглашением разработчик ему сообщает обо всех особенностях использования его продукта, о правах и обязанностях обеих сторон, без согласия с которыми пользователь не сможет закрыть свою потребность в обладании софтом. Таким образом, обе стороны получают то, что им необходимо.
Приобретение же корпоративных систем осуществляется путем заключения лицензионных договоров. Согласно Гражданскому кодексу РФ, лицензионный договор должен включать информацию об объеме передаваемых прав, территории их использования, порядке определения стоимости и размере вознаграждения, сроке действия передаваемых прав, информацию о правообладателе программного продукта и на каком основании продавец имеет право передавать права использования на этот продукт. В результате компания-покупатель имеет на руках юридически значимый документ, с помощью которого может подтвердить любому заинтересованному лицу и проверяющим органам правомерность использования программы.
Вроде бы все есть. Но при установке такого ПО система также дополнительно требует принять условия лицензионного соглашения, и возникает ряд вопросов: для чего пользователь принимает два документа иногда с дублирующийся информацией? Почему нельзя включить всю информацию в один документ? При наличии двух документов, что должно трактоваться договором, а что можно включить в лицензионное соглашение? Какие дополнительные юридические обязательства появляются у правообладателя при подписании двух договорных документов на один продукт с одним клиентом?
Год назад среди ИТ-специалистов бытовало мнение, что лицензионное соглашение является «лакмусовой бумажкой» на проверку качества программного продукта, его наличие подтверждает, что софт создан экспертами в области разработки ПО. С юридической же точки зрения после вступления в силу закона о приравнивании соглашения к договору присоединения можно предположить, что у пользователя появится возможность рассматривать такой бланк как дополнительную лицензию на использование программного продукта, т. е. удвоение количества и состава закупленного ПО.
Было и другое мнение, что если софт будет передан в руки нового ИТ-специалиста тогда, когда договор уже перенесен в архив, то именно лицензионное соглашение расскажет о тонкостях использования ПО и о правообладателе.
К сожалению, законодательство пока не дает однозначного ответа по вопросу правомерности заключения лицензионного договора в тандеме с лицензионным соглашением. А российское ИТ-сообщество не готово полностью отказаться от документа, фиксирующего условия его использования. Разработчику же важно сначала заключить лицензионный договор и получить вознаграждение, а затем передать продукт и права на его использование.
Юридически грамотным выходом из сложившейся ситуации видится следующий вариант: при включении лицензионного соглашения в состав программного продукта указывать в его тексте, что такое соглашение действительно только при наличии действующего лицензионного договора.
Дополнительно лицензионное соглашение может быть включено в состав дистрибутива. Подобный файл может содержать данные для связи с разработчиком, правила установки и использования программного продукта, порядок учета лицензий, порядок передачи прав третьим лицам, условия по гарантии работоспособности софта и другие особенности лицензирования, которые разработчику важно донести до пользователя.
Но и тут появляется множество вопросов. Должна ли информация о принятии лицензионного соглашения уходить разработчику программного продукта в так называемый реестр присоединившихся пользователей? Сколько разработчиков программного обеспечения уже реализовали подобную возможность своего продукта? А если клиент докупает функционал или расширяет количество пользователей корпоративной системы, то должен ли он дополнительно принимать условия лицензирования? На эти и многие другие вопросы нам еще предстоит найти ответы.
Автор статьи — руководитель группы поддержки продаж компании DIRECTUM.