23 мая в Санкт-Петербурге в рамках международного экономического форума SAP и «Ростелеком» подписали меморандум о сотрудничестве в сфере разработки и предоставления облачных сервисов для российских компаний.
На площадке «Ростелекома» в Москве будет открыт специализированный дата-центр SAP; партнеры создадут инфраструктуру и разработают модель совместного предоставления полного спектра облачных решений SAP для управления предприятием. Сообщается, что облачные сервисы и ресурсы будут предоставляться по модели подписки — аренды в необходимом клиенту объеме. Предполагается, что заказчики смогут сократить собственные расходы на ИТ, а также получить гарантии защищенности своих данных в соответствии с законодательством РФ, избежав их трансграничной передачи.
Как заявил присутствовавший на мероприятии вице-премьер Аркадий Дворкович, соглашение свидетельствует о том, что SAP становится по-настоящему российской компанией. Чиновник рассчитывает, что данное партнерство в том числе сможет постепенно создать вокруг себя (как инфраструктурного ядра) большое число сторонних бизнесов (стартапов в сфере ИТ и смежных секторах). Таким образом г-н Дворкович выразил надежду на то, что «Ростелеком» будет становиться последовательным драйвером инноваций в целом в России, а не просто компанией, ориентированной на собственный бизнес. В его понимании определенное движение в этом направлении уже есть, и правительство оценивает изменения в телекоммуникационном гиганте в позитивном ключе.
Президент «Ростелекома» Сергей Калугин подтвердил, что в его структуре происходит определенная смена парадигмы. Принятая не так давно новая стратегия предполагает, что наряду с традиционными сервисами компания станет предоставлять услуги с высокой добавленной стоимостью. То есть сотрудничество с SAP является для «Ростелекома» новой возможностью развития экспертизы в области высокотехнологичных телекоммуникационных услуг на федеральном уровне.
Что касается SAP, то, по словам генерального директора компании в странах СНГ Вячеслава Орехова, решение о создании дата-центра на территории России было принято еще в прошлом году. SAP считает себя мировым лидером в сфере облачных вычислений, а в России объем ее операций на этом рынке достаточно невелик. И основная причина такого положения вещей, как выяснили в SAP, заключается в том, что у клиентов есть определенные опасения, связанные с юридическим нюансами при трансграничной передаче данных.
При этом, как заверяет г-н Орехов, практического смысла в локализации не так уж и много. С точки зрения защищенности и безопасности дата-центры компании, скажем, в Германии предельно надежны. Даже генеральному директору SAP, чтобы попасть на их территорию, придется пройти множество разрешительных процедур. Однако в компании считают, что стоит уважать пожелания своих клиентов. И чтобы их успокоить (особенно с учетом недавних мировых информационных скандалов), пресечь все лишние дискуссии и упредить все нюансы при возможном изменении российского законодательства, SAP идет на данный шаг. И в данном случае, как указывает г-н Орехов, его можно рассматривать как подтверждение того, что ожидания компании от бизнеса в РФ весьма серьезны.
Г-н Орехов поясняет, что изначально идеи совместного с «Ростелекомом» облачного бизнеса не было, она возникла в процессе переговоров. Как можно было понять с его слов, сотрудничество на данном поприще негласно началось еще порядка месяца назад, но для того, чтобы закрепить его в официальном договоре, потребовалось пройти определенные согласования. Окончательно модель коммерческого взаимодействия между SAP и «Ростелекомом» предполагается выработать в течение ближайших шести месяцев.
Сам дата-центр при этом планируется создать примерно в эти же сроки — до конца календарного года. По уверению г-на Орехова, какие-либо данные существующих российских заказчиков в него переноситься не будут. Он станет использоваться сугубо для предоставления новых облачных услуг.
Отвечая на вопрос о том, как возможные экономические санкции могут отразиться на деятельности SAP в России, г-н Орехов отметил следующее. С одной стороны, SAP является европейской компанией, и ее взгляды на происходящие политические события не могут отличаться от консолидированной позиции европейского бизнеса, отраженной в соответствующем меморандуме. Но в то же время сфера деятельности SAP — отнюдь не политика в чистом виде. Компания работает в СНГ на протяжении 22 лет и рассчитывает работать и дальше. Отношение SAP к российским клиентам, как заверяет г-н Орехов, за последнее время не изменилось.