«Логика BPM» (ГК «АйТи») реализовала проект по автоматизации процесса управления дебиторской задолженностью на BPMS-платформе Metasonic в ДИС «Казахтелеком». Ожидается, что в течении первого года работы системы объем «дебиторки» снизится на
«Мы давно пытаемся каким-либо образом оживить BPM в компании, — рассказал Владимир Тарасов, начальник центра управления бизнес-процессами ДИС „Казахтелекома“. — Испробовали чуть ли не все возможности: начинали с Casewise, потом установили ARIS, сейчас у нас работает Oracle BPM. Но все равно инструментами BPM пользуются только айтишники, а не бизнес-пользователи компании. А должно быть наоборот».
Вот это желание добиться, чтобы средствами BPM стали пользоваться руководители, отвечающие за бизнес-процессы компании, и послужило причиной еще одного BPM-проекта в ДИС «Казахтелеком». Внедрялся Metasonic Suite, продукт, показавшийся специалистам ДИС более легким и интересным для пользования. С его помощью отстраивался и автоматизировался сквозной процесс по работе с дебиторской задолженностью. Это не ключевой, но важный бизнес-процесс для любой компании: все хотят выстроить работу со своими должниками так, чтобы дебиторка не накапливалась, а сокращалась. «Дебиторка, конечно, актив компании, но инфляция его обесценивает», — пояснил г-н Тарасов.
Раньше процедуры работы с дебиторской задолженностью в ДИС «Казахтелеком» прозрачностью не отличались. В начале каждого месяца из биллинговой системы выгружались данные по задолженностям, вручную создавалась таблица Excel, которая и использовалась для работы с должниками и отчетности по ней. Сотрудники отдела расчетов были по горло загружены ручной работой, которая не позволяла им скрупулезно соблюдать регламентные сроки и отрабатывать всех проблемных клиентов. Понятно, что уровень дебиторской задолженности от этого ниже не становился.
С помощью Metasonic Build (модуль для моделирования) была разработана модель процесса, учитывающая все возможные сценарии взаимодействия с клиентами. В создании модели участвовали все заинтересованные подразделения: отдел расчётов центра продаж, региональные менеджеры по продажам, техническая и юридическая службы. Затем процессная модель была преобразована в автоматизирующее процесс приложение, для чего была также проведена интеграция с биллинговой системой и IBM Notes/Domino.
«Обычно интеграция с работающими системами требует больших усилий, — прокомментировал Владимир Тарасов. — Но здесь все прошло без проблем. Когда будем внедрять новую систему по филиалам, придется еще интегрировать с третьей имеющейся системой. Но я уже удостоверился, что делается это не сложно».
Проект был реализован за четыре месяца. Система запущена в опытно-промышленную эксплуатацию.
Выбранный для «пилота» бизнес-процесс хорош еще тем, что проект автоматизации работы с дебиторской задолженностью достаточно легко было «защитить» перед начальством: экономический эффект (срок возврата инвестиций) в данном случае просчитывается без особых затруднений. Как правило, при внедрении ИТ-систем сделать это не просто.
«В качестве основного показателя ROI мы взяли снижение объема дебиторской задолженности на
Владимир Тарасов считает, что важнее даже не объем долгов, а снижение срока возврата дебиторской задолженности, а также появившаяся возможность охвата освобожденными от рутинной работы сотрудниками всех (100%) проблемных клиентов.
«Еще один большой эффект возникает из возможности, как мы убедились, сократить штат отдела расчетов на 25%, — отметил г-н Тарасов. — Если взять все филиалы, в которых новая система теперь будет тиражироваться, сэкономить можно на десятках, а то и сотнях рабочих мест. В компании как раз поставлена задача оптимизировать штат. Поэтому новая система может прийтись ко двору, и мы получим возможность ее развивать — автоматизировать с ее помощью другие процессы подобного типа».