Этот вопрос оказался среди рассматривавшихся во время июньского заседания комитета АПКИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии. Практически все участники заседания сошлись во мнении, что в настоящее время роли CIO на крупных российских и зарубежных предприятиях существенно различаются. Интересные данные привел аналитик Marketvisio Russia Григорий Бецков (см. рис.). Он сравнил результаты российского исследования Marketvisio Consulting (2014) и опроса Gartner (2012) в 41 стране.
Исследование Marketvisio было проведено весной этого года путем телефонного опроса 181 респондента из компаний, машинный парк которых насчитывает от 500 до 1000 ПК (42,5% респондентов) или свыше 1000 ПК (57,5%). В нем приняли участие как столичные (61,3%), так и региональные (38,7%) компании. При этом респонденты (ИТ-руководители и бизнес-руководители) представляли самые различные отрасли: банки и страхование (26%), FMCG, ритейл, оптовая торговля, транспорт, логистика (18,8%), тяжелая промышленность (18,8%), нефтегаз и энергетика (18,2%), фармацевтическая и химическая промышленность (13,8%), телеком (4,4%).
В опросе Gartner приняли участие свыше 2 тыс. специалистов из 41 страны. Опрос проводился по компаниям с более 500 ПК, причем у более чем 60% опрошенных компаний годовой объем продаж превышал 500 млн. долл., а у примерно 10% респондентов данный показатель превышал 10 млрд. долл.
Нетрудно видеть, что области интересов российских CIO и их зарубежных коллег весьма различны: если в мире 67% ИТ-директоров имеют в зоне своей ответственности функции, отличные от ИТ, то в России таковых пока насчитывается менее 20%. В то же время в нашей стране свыше 70% СIO пока занимаются исключительно айтишными делами, ставя во главу угла вопросы ИТ-безопасности, ИТ-менеджмента и модернизации устаревших систем. При этом в среднем приоритете находятся такие направления деятельности как BI, мобильность и Big Data. Исследование Marketvisio показывает, что в еще более низком приоритете у российских CIO находятся облачные технологии и аутсорсинг бизнес-процессов.
О причинах столь существенных различий можно строить различные предположения. Возможно, дело в том, что чем проще в эксплуатации различный корпоративный хард и софт, тем ниже потребности предприятий в высококвалифицированных ИТ-кадрах. Поэтому дальновидные зарубежные CIO вынуждены расширять зоны своей деятельности и быть ближе к проблемам бизнеса, а не к ИТ-оборудованию и ПО. Добавьте к этому и то, что благодаря современным тенденциям И ИТ-оборудование, и ПО все чаще уходят в облака.
Григорий Бецков отмечает: «Передовые компании (в первую очередь, западные) все чаще „скрещивают“ свою традиционную деятельность (продукты/услуги) с новейшими ИТ — и из этого „дуэта“ нередко рождаются абсолютно новые по форме и иногда по содержанию продукты. Что практически всегда ведет к быстрому росту компании. Более того, нередко данный рост происходит не на традиционном для этой компании рынке, а на других смежных рынках... Очевидно, что компании, занимающиеся подобной деятельностью, выходят вперед, а остальные — теряют долю рынка и свои конкурентные преимущества. В России данный тренд еще не так сильно заметен. Видимо потому, что к нам все приходит с большой задержкой. Понимание, что необходимо изменить подход к своему бизнесу и шире „скрещивать“ его с современными информационными технологиями, должно начаться с владельцев или топ-менеджеров компаний».
Разумеется, должно быть и «встречное» движение: ИТ-директорам следует активнее участвовать в разработке стратегии развития компании, оптимизации бизнес-процессов, повышении рентабельности компании и её выходе на новые рынки. Пока же лишь 30,9% респондентов исследования Marketvisio считают, что для повышения эффективности деятельности ИТ-служб следует повышать коммуникации между ИТ- и бизнес-подразделениями компании. В то же время свыше половины респондентов считают, что необходимо увеличить финансирование ИТ-проектов. Как видите, если говорить о роли CIO на крупном отечественном предприятии, то дистанция между тем, «что есть» и «что должно быть», увы, ещё достаточно велика.