4 июля Государственная Дума во
Цепочка продаж
Рассмотрим всю цепочку участников рынка авиабилетов и способы их взаимодействия друг с другом. Поставщиками продуктов являются авиаперевозчики. Первым звеном в канале продаж для авиакомпаний являются инвенторные системы, в которых публикуются тарифы по авиаперевозкам и хранится информация о пассажирах. Две крупнейшие и наиболее распространенные в мире инвенторные системы — Sabre и Gabriel — используются авиакомпаниями по всему миру и являются транснациональными ИТ-корпорациями в силу специфики туристического бизнеса. Gabriel — разработка компании SITA, основанной в 1949 г. в Швейцарии по инициативе 11 европейский авиакомпаний. Sabre разработана американскими авиакомпаниями и IBM в 1967 г., ее штаб-квартира располагается в столице шт. Техас — Далласе. В России есть собственная инвенторная система «Сирена 2000», разработанная в 2000 г. ЗАО «КОМТЕХ-Н». Российская разработка ввиду относительной молодости пока еще уступает иностранным конкурентам, хотя быстро развивается. Чаще всего предложения авиакомпаний представлены сразу в нескольких системах, и, в частности, российские компании не могут сосредоточиться исключительно на российском решении.
За дистрибуцию продуктового контента от авиакомпаний по sales-каналам отвечают GDS, или глобальные дистрибутивные системы. Основные GDS — это иностранные ИТ-корпорации Amadeus, Galileo от Travelport, Gabriel, Sabre и российская «Сирена». По аналогичным причинам, как и в случае с инвенторными системами, российские авиакомпании пока не могут сосредоточиться только на российской GDS и дистрибутируют свои предложения через иностранные решения. Несмотря на высокую стоимость использования GDS, авиакомпании не могут отказаться от них, так как, согласно имеющемуся на рынке опыту, продажи авиакомпаний без GDS резко падают.
Каналы дистрибуции — это агентства и онлайн-трэвел агентства. Первые осуществляют продажи через офисы, вторые — через интернет-сайты. Здесь продукты авиакомпаний продаются непосредственно путешественникам.
Для первых двух участников цепочки принятие закона означает необходимость переноса всей ИТ-инфраструктуры, связанной с хранением персональных данных российский пассажиров, в дата-центры на территории РФ. Однако, учитывая сложность данных инфраструктур, уровень технологичности разработок, масштаб необходимых инфраструктурных изменений и программных решений, это вряд ли технически и финансово возможно, особенно с учетом обозначенного в законе срока — 1 сентября 2016 г.
Позиция авиакомпаний
Рассмотрим ситуацию с авиакомпаниями. Какую информацию о пассажирах они хранят о пассажирах? В
Ключевые противоречия
Очевидно, что поправки к закону приняты столь оперативно на фоне обострения внешнеполитических отношений России с Западом в связи с событиями на Украине. К сожалению, принятые поправки по какой-то причине игнорируют существование в
Стоит ли паниковать?
Эксперты рынка в ответ на появившуюся в СМИ новость выступили с негативными отзывами. Аналогичные отзывы поступали и до внесения изменений со стороны экспертов, допущенных к обсуждению законопроекта (их круг был на удивление узок). Поправки к закону вступят в силу 1 сентября 2016 г. Думаю, что в ближайшее время стоит пристально следить за развитием событий вокруг этого законопроекта и необходимо дождаться комментариев со стороны ФСБ и ФСТЭК, а также от основных игроков рынка, в частности от авиаперевозчиков, таких как «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь». Скорее всего, в ближайшее время игроки вступят в диалог с властью с целью выработки более взвешенного решения, удовлетворяющего не только политические круги, но и бизнес-сообщество.
Автор статьи — исполнительный директор по вопросам ИТ онлайн-трэвел агентства Biletix.