Профильные ИТ-ассоциации АРПП «Отечественный софт», РУССОФТ, РАСПО, АПЭАП согласовали единое определение отечественного программного обеспечения. Основной фактор — исключительные права на программные продукты принадлежат России. Правообладателем может являться российское юридическое лицо, контроль в котором осуществляется гражданами России или государством. Критерии опубликованы на сайте Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» http://arppsoft.ru/news/4/5544/.
Утверждение определения отечественного программного обеспечения является первым шагом поддержки российских программных продуктов. Предлагается также создать реестр отечественного программного обеспечения и установить для программных продуктов реестра приоритет при государственных закупках. При этом в случае отсутствия необходимого российского решения у государственных заказчиков должна оставаться возможность закупать иностранные аналоги.
«Мы работали над формулировкой критериев достаточно долго. В этой работе принимали участие российские разработчики ПО, юристы, независимые эксперты. Права на программный продукт определяют его подконтрольность России, а также формируют у нас в стране центр прибыли. Таким образом, этот критерий важен как для обеспечения технологической независимости, так и для экономического развития страны. Сейчас очень важно создать в стране благоприятные условия для развития российского программного обеспечения. В первую очередь, это связано со стимулированием спроса на национальные продукты, что является распространенной мировой практикой» — говорит Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации АРПП «Отечественный софт».
«Принятие определения отечественного ПО явилось ответом на санкции против России, которые неожиданно резко повысили риски применения зарубежного ПО. Связанные с этим меры поддержки отечественных производителей ограничены целями закупок ПО государственными органами и предприятиями с гос.участием, и не распространяются на открытый рынок. Мы продолжаем считать, что главными мерами гос.поддержки российских производителей должны быть инвестиции в образование и НИОКР, снижение административных барьеров, а также поддержка экспорта» — комментировал президент НП РУССОФТ Валентин Макаров.
«Инициатива Государственной Думы в части законодательного обеспечения импортозамещения является крайне своевременными. Мы постарались дать максимально полное определение критериев российского программного обеспечения. Отметим, что данное определение позволяет использовать российским разработчикам в составе своих программных продуктов свободное ПО и ПО с открытым кодом, при этом итоговое решение будет, согласно критериям, российским» — говорит Александр Жмурко, президент НП РАСПО.
«Наша Ассоциация принимала участие в разработке критериев определения „телекоммуникационного оборудование российского происхождения“ 3 года назад. В инфраструктурном телекомоборудовании ПО занимает значительную долю и я очень рада, что наши подходы к определению „российское“ совпадают. Надеюсь, что в ближайшее время понятие „российское“ будет расширено на микроэлектронику и тогда мы будем иметь гармонизированные критерии российского продукта всей IT-отрасли. Это даст возможность выработать меры всесторонней поддержки и стимулирования российских производителей отрасли, а также обеспечить комплексную информационную безопасность страны» — считает Председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова.
Критерии определения отечественного ПО и отечественного производителя ПО описаны в письме НП РУССОФТ, направленном в Госдуму РФ (http://www.russoft.ru/letter.pdf).