Интеграция ИТ-систем при слиянии компаний — непростая задача, требующая немало времени и усилий. Поэтому интересен опыт тех, кому удалось не только преуспеть в этом нелегком деле, но и поставить его на поток. Одной из таких компаний является финансовая группа «Лайф», которая более десяти лет расширяется за счет присоединения новых банков. О подходах к организации процесса ИТ-интеграции представители группы рассказали на примере объединения с самарским банком «Солидарность».
По их словам, особенностью данного проекта являются весьма сжатые сроки реализации — проект удалось завершить за три месяца и сразу перевести основные системы «Солидарности» на ИТ-платформу ФГ «Лайф». «Раньше мы осуществляли ИТ-интеграцию банков поэтапно, что занимало довольно длительный срок — от нескольких месяцев до года. В этот раз задача состояла в том, чтобы максимально быстро предоставить клиентам банка „Солидарность“ возможность пользоваться нашими продуктами и услугами. Поэтому было принято решение о замене сразу всей ИТ-платформы банка в кратчайшие сроки», — сообщил Алексей Пирогов, вице-президент ФГ «Лайф» по банковским информационным технологиям.
Проект между тем был непростым, так как нужно было объединить ИТ-инфраструктуру (у «Солидарности» она распределенная, поскольку у банка 34 офиса) и сильно различающиеся информационные системы.
Как рассказал Александр Белясников, зам. начальника ИТ-департамента ФГ «Лайф», задача по интеграции инфраструктуры была разделена на два этапа. При этом выполнялось подключение сетей «Солидарности» к двум ЦОДам ФГ «Лайф», перевод самарского банка с отечественной системы IP-телефонии на решение Cisco, объединение служб каталогов и миграция пользователей. «Были также внедрены принятые в ФГ процедуры управления доступом пользователей, и сотрудники „Солидарности“ переведены на обслуживание в единую службу технической поддержки. В итоге персонал банка получил доступ ко всем ИТ-системам ФГ „Лайф“ в заданные сроки», — рассказал Александр Белясников.
Однако в свете последних тенденций к импортозамещению возникает вопрос о целесообразности замены отечественной системы телефонии на зарубежную. Алексей Пирогов пояснил, что поскольку банк «Лайф» является коммерческим, то в нем выстроена экономически оправданная ИТ-инфраструктура: «Никто даже не рассматривал всерьез возможность интеграции с системой „Солидарности“. К тому же решение Cisco недорогое, так как инфраструктура для него у нас уже есть. Так что мы исходили из соображений экономической эффективности».
Что касается интеграции ПО, то она проходила в три этапа. Как рассказал, Евгений Павлов, начальник департамента развития и сопровождения программного обеспечения ФГ «Лайф», сначала были интегрированы простые и независимые от клиентов системы, такие как ПО для электронного документооборота IBM Lotus Notes и видеоконференцсвязь. Это позволило продуктивно работать вместе на других этапах проекта. Затем очередь дошла до перехода с «1С» на систему кадрового и бухгалтерского учета Diasoft.
На третьем этапе была выполнена интеграция более сложных систем, таких как «Фронт» (собственная разработка ФГ «Лайф»), RS-Bank V.6 компании R-Style Softlab и решений компании OpenWay. А поскольку эти системы тесно связаны между собой, было решено переводить на них «Солидарность» в один день.
Без проблем, однако, не обошлось. По словам Евгения Павлова, некоторые технические сложности были связаны с тем, что часть учета велась в Excel, а все, что делалось в промышленных или полупромышленных системах, легче поддается интеграции. Поэтому на случай возникновения проблем был предусмотрен план отката.
Важную роль играет и человеческий фактор. Ведь большой риск любой интеграции — это сопротивление персонала. В данном случае этого удалось избежать. Как отметил Александр Белясников, ИТ-команда «Солидарности» работала хорошо, и никто не пытался саботировать проект. Сотрудников банка также удалось убедить, что изменения будут позитивными. Для этого «Лайф» вместе с R-Style Softlab провели их обучение и в настоящее время персонал самостоятельно обслуживает клиентов.
ИТ-проекты нередко тормозятся и из-за организационных проблем. Но у ФГ «Лайф» процесс интеграции уже налажен. «Для нас это конвейер, мы это делали много раз, объяснил Алексей Пирогов. — Главное — это четкое планирование, ежедневные встречи рабочей группы, еженедельные встречи на высшем уровне и полноценная работа всей команды. Нас, наверное, ждет санация еще каких-то банков, и наша ИТ-команда к этому готова».
Что касается результатов проекта, то одним из них стало расширение спектра услуг для клиентов «Солидарности». Так, они получили доступ к мобильному банкингу и более развитой системе дистанционного обслуживания, а сотрудники теперь могут использовать корпоративное хранилище данных, которое в ФГ «Лайф» служит для принятия управленческих решений.
Кроме того, благодаря переводу ключевых сервисов на московские ЦОДы была повышена надежность ИТ-инфраструктуры самарского банка, который до этого использовал отдельные серверы, а также улучшена система обеспечения безопасности. «У нас специальная служба может контролировать доступ сотрудников к системам, а в „Солидарности“ этого не было, — пояснил Александр Белясников. — Теперь же появился новый организационный процесс по управлению безопасностью, который был внедрен еще на первом этапе. Сейчас интегрируются другие процедуры, и московская команда будет управлять архитектурой безопасности „Солидарности“ через единую консоль и единые политики».
И, наконец, за счет интеграции были сокращены расходы на ИТ. С одной стороны, ИТ-систем в «Солидарности» стало значительно меньше, так как все основные процессы выполняются централизованно в московских ЦОДах, а с другой, благодаря быстрой интеграции удалось обойтись без длительного простоя банка.
По словам Алексея Пирогова, снижение ИТ-расходов — это постоянная цель, но у ФГ «Лайф» нет проектов, которые специально направлены на такое сокращение. При этом в
Банк планирует до конца этого года создать гибридное облако на базе облачных решений Microsoft Azure или Amazon, чтобы предложить клиентам новые сервисы. При этом Алексей Пирогов не видит проблем, связанных с недавно принятым законом о хранении персональных данных россиян на территории России: «Ведь не обязательно размещать в публичное облако те сервисы, которые будут содержать персональные данные. Это может быть просто какой-то движок или службы. Данные клиентов хранятся и будут храниться в России. Мы собираемся организовать архитектуру гибридного облака и управлять им так, чтобы не потерять никаких данных. Цель — внедрение новых услуг, которые будут массово востребованы нашими клиентами помимо чисто банковских услуг, и получение дополнительных доходов».