Компания Amazon запустила в работу новый раздел — электронный магазин для продажи товаров 3D-печати. Как заявила Петра Шиндлер-Картер, директор по продажам Amazon, это поможет сблизить покупателей с разработчиками дизайна и компаниями-производителями, позволит создать условия для появления новых персонализированных продуктов, не требующих значительного времени на их разработку.
Сегодня в онлайн-магазине Amazon можно найти разнообразную продукцию, адаптированную под вкусы покупателей. Запонки, украшения и статуэтки, подстаканники и другие мелкие товары продаются по цене менее 40 долл., кулоны индивидуального дизайна, серьги и другая бижутерия по ценам около 100 долл.
Рынок 3D печати
До сих пор 3D-печать рассматривается бизнесом как вспомогательное производство. Если традиционная промышленность нацелена на рост объемов массового производства и снижение затрат, то производство на базе 3D-печати, позволяющее выпускать изделия из пластмассы и металла, до сих пор остается мелкосерийным, требующим больших затрат на кастомизацию образцов. В результате цены на товары 3D-печати до сих пор остаются очень высокими.
Однако согласно оценкам компании Wohlers Associates, рынок 3D-печати продолжает расти и достиг в прошлом году объема 3,07 млрд. долл. Суммарные темпы его годового роста, которые оценили в размере 34,9%, стали самыми высокими за все годы существования рынка 3D-печати.
Причины прихода в этот сегмент Amazon многие эксперты связывают сейчас прежде всего с желанием компании найти для себя новую нишу, чтобы остановить наметившийся спад в бизнесе. Так, согласно объявленным результатам, убыток Amazon за второй квартал 2014 года составил 126 млн. долл.
Что нового предлагает Amazon?
Компания Amazon не предоставляет услуги 3D-печати. Ее часть нового предложения — это торговая площадка для продажи товаров поставщиками решений 3D-печати. Предлагая им универсальный сервис, Amazon открывает возможности для наращивания числа покупателей, одновременно снижая поставщикам затраты по кастомизации выпускаемых ими продуктов под требования клиентов. Как считают в Amazon, в этом состоит преимущество новой площадки перед традиционным способом продажи, когда продавцы контактируют с покупателями напрямую.
Возможности кастомизации пока ограничены типом применения и набором вводимых опций. Такой подход снижает затраты производителя на выпуск отдельного изделия, позволяя ему увеличить объемы выпуска. Помимо покупки продуктов с готовым дизайном, покупатели могут загрузить через торговую площадку также собственный файл для выпуска продукта 3D-печати и получить готовый экземпляр.
Как отмечают аналитики, предложение Amazon сейчас напоминает то, что до сих пор уже было реализовано, например, на торговых площадках Cafepress.com или Zazzle.com. Главное отличие — значительно расширен список товаров 3D-печати. Кроме того, благодаря управляемому выбору опций для кастомизации заказываемой модели значительно упрощается сам процесс покупки, сохраняя при этом покупателю возможность выбрать именно то, что он хочет. Прежняя модель продажи «сделай все сам» была слишком сложной для покупателей, чтобы этот рынок мог стать массовым.
В результате можно сделать вывод, что Amazon не просто открывает сегодня новый раздел в своем онлайн-магазине — компания ищет пути для развития рыночных возможностей 3D-печати. Однако еще остаются вопросы, которые требуют ответа. Прежде всего они касаются возврата товаров. Сейчас Amazon допускает возможность возврата заказанных товаров, если они не соответствуют ожиданиям, возложенным клиентов при оформлении покупки. Однако правила возврата пока не универсальны: каждый поставщик 3D-продуктов может указать индивидуальные условия по возврату.