1 августа вступил в силу Федеральный закон №
Но на самом деле представление о том, что
Новые требования к организаторам распространения информации в Интернете
Эти требования приведены в новой статье 10.2 «Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет», включенной теперь в закон №
«1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
Для начала обратим внимание, что тут вводится понятие, которого не было и нет в статье 2
Кто же конкретно попадает под определение «организатора распространения информации» (ОРИ)? По данной формулировке в него попадают владельцы абсолютно всех интернет-сервисов, использующих механизмы обмена электронными сообщениями, причем не только почтовыми, но и разного рода мгновенными. Сегодня такие функции в той или иной степени включают подавляющее число российских и мировых интернет-ресурсов (в том числе Web-сайтов), поскольку функция почтового сервиса чаще всего реализуется в рамках современного сайта по умолчанию. Т. е. нужно понимать, что речь в законе идет не только о публичных массовых коммуникационных сервисах типа Mail.ru, а обо всех малых и больших сервисах, владельцами которых являются юридические и частные лица.
Далее отметим, что закон сформулирован таким образом, что в зону его действия входят не только лица, находящиеся в зоне юрисдикции России (проще говоря, граждане и организации страны или те, кто находится в зоне .RU), а абсолютно все, кто осуществляет свою деятельность в мировом Интернете. В этой связи можно привести такую аналогию: представьте себе, что наши депутаты приняли бы закон о правилах дорожного движения с претензиями на то, что они будут распространяться на участников движения во всех уголках мира, в том числе по дорогам далекой Амазонии.
Нужно также обратить внимание, что в законе речь идет о требовании хранить «факты переписки», а не саму переписку (в наших СМИ постоянно говорилось, что речь идет о хранении самих сообщений).
Последующие пункты новой статьи поясняют обязанности ОРИ, приведем тут только два из них в сокращенном виде:
2. ОРИ обязан... уведомить федеральный орган исполнительной власти... о начале осуществления деятельности.
3. ОРИ обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки... электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам...
Получается, что любой человек и любая организация, имеющая сайт с почтовой функцией, обязана выполнять эти требования. Подчеркнем: речь идет не только о массовых почтовых сервисах, но о любых, в том числе принадлежащих отдельным компаниям (собственный почтовый сервер) или частным лицам. В том числе, действующих не только в зоне юрисдикции России, но в любой стране мира, причем это будет касаться не только, скажем, такого гиганта, как Facebook, но и почтового сервиса малой компании Мадагаскара, владелец которой, возможно, и не знает о существовании нашей страны. А если, речь пойдет, например, о Gmail , то Google должна будет хранить в России «информацию о фактах», не только относящихся к россиянам, но и вообще ко всем своим пользователям на планете.
Разумеется, тут возникает несколько вопросов, и один из первых: входят ли все же в зону действия данного закона иностранные лица или нет? Отметим, что с момента начала обсуждения этого закона еще на этапе его предварительных версий официальные лица явно избегали однозначный пояснений, предпочитая уклончивые ответы. Но если посмотреть на содержание закона и на практику реализации регулирования Интернета со стороны Роскомнадзора, то картина вырисовывается достаточно четко.
Да, конечно же, иностранные лица не обязаны выполнять требования российских законов. Но в то же время российские контролирующие органы имеют полное право пресекать деятельность нарушителей наших законов на территории России. Проще говоря, тот же Роскомнадзор не имеет возможности оштрафовать и закрыть зарубежный сервис. Но имеет все юридические и технические возможности для блокирования доступа к нему в России.
Чтобы понять, что же может сделать Роскомнадзор с нарушителями, нужно посмотреть на принятую статью 15.4
2. В случае неисполнения ОРИ... обязанностей, предусмотренных статьей 10.1, доступ к информационным системам... ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, новым законом в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена статья 13.31. «Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет». Там предусмотрено несколько вариантов денежных административных штрафов, но, скорее всего, эти пункты имеют прямое отношение только к российским юридическим и физическим лицам.
Далее, естественно, встает вопрос: насколько положения этого закона реализуемы на практике? Будут ли выполнять его требования «организаторы распространения информации» (а тем более — ОРИ всего мира), смогут ли они это делать? И справится ли тот же Роскомнадзор с регистрацией сотен тысяч российских и сотен миллионов зарубежных коммуникационных сервисов?
Вопрос этот видится риторическим: скорее всего, поголовной регистрации не будет (это сложно и дорого технически), наиболее вероятный вариант — выборочная работа с теми, с кем посчитает нужным «компетентный орган». Но под статьей закона будут находиться все.
Новые требования к распространению общедоступной информации
В отличие от описанной выше ситуации тут речь идет не коммуникационных сервисах, а о веб-сайтах в их классическом понимании (информационные ресурсы, к которым пользователи могут обращаться через Интернет). Этому посвящена еще одна новая статья в
Опять же обратим внимание, что тут авторы закона, как и в первом случае, вводят новое понятие «блогер», которого нет в статье 2, причем в довольно странной формулировке:
1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» (далее — блогер), при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети «Интернет», обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации.
Термин «блогер» начала использоваться в России примерно лет десять назад, в обществе уже давно сформировалось устойчивое представление о том, что блогер — это человек, который лично ведет блог, интернет-дневник с регулярно обновляемыми записями. Т. е. блог — это не любой сайт, а именно «дневник», а блогер — это не столько владелец блога, сколько автор размещаемых там материалов.
В принятом же законе понятие «блогер» трактуется совсем иначе — это не автор текста, а владелец сайта. То есть, если в общепринятом восприятии блогером является тот, кто пишет тексты, скажем, в Blogger.com, то с точки зрения данного закона блогером является компания Google, владелец этого сервиса. Но главное даже не в этом: блогом в законе считается не «дневник», а абсолютно любой сайт, от сайта-визитки частного лица до интернет-портала типа «Яндекс», в том числе, сайта компании и интернет-магазина. Причем, как и в случае с коммуникационными сервисами, речь идет не только о российских владельцах, а о любых лицах в любой точки мира.
То есть нужно понимать, что данная статья закона относится совсем не только к блогерам-писателям, а к владельцам абсолютно всех веб-сайтов, FTP-ресурсов и пр.
Правда, тут есть некоторая минимальная планка в три тысячи ежедневных посетителей, но данная характеристика является весьма условной хотя бы потому, что она не так уже велика, а главное — не очень понятно, каким образом определяется эта величина (этот вопрос отдан на откуп Роскомнадзору, но его методика до сих пор не опубликована). Не говоря уже о том, что есть банально простые методы увеличения (совсем не владельцами сайта, а любыми людьми, которые захотят это сделать) счетчика посещений сайта до любой нужной величины.
Далее в статье 10.2 прописывается целый ряд требований к «блогерам» (владельцам сайтов всего мира!). В пп. 1 и 2 приводятся положения, которые, в общем-то, действовали и до принятия данного закона, например: «3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства». Довольно забавным является такое новое требование:
5. Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений«.
Отметим, что законодательного определения «юридически значимого сообщения» просто не существует.
Самые существенные положения статьи 10.2 приведены в п. 8, в соответствии с которым Роскомнадзор будет вести реестр «блогеров» (всего мира!), а для этого — запрашивать у них и получать от них нужную информацию для ведения такого реестра. Перечень этой информации в законе не приводится, там же ничего не говорится, кто и как должен определять его. Скорее всего, по нашей традиции, это будет сделано на уровне подзаконного акта, например, в виде постановления правительства. Возможно, состав этой информации будет не очень сложным (хотя, как знать), но тут опять же встает вопрос: будут ли на вопросы Роскомнадзора отвечать те же иностранные владельцы частной фирмы, в том числе с далекого Мадагаскара?
В отличие от ситуации с операторами коммуникационных услуг в случае с «блогерами» блокировка сайтов законом не предусмотрена (пока). Имеется только возможность наложения административных денежных штрафов в соответствии со статьей 19.7 КоАП. Так что, вроде бы, зарубежные владельцы сайтов могут (пока) не опасаться карающей руки российского закона.
Выводы
1. Принятый закон по усилению регулирования Интернета
2. В законе не определена четко сфера его применимости: в частности, распространяется его действие на зарубежные лица или нет.
3. В законе прописаны некоторые требования, выполнение которых изначально видится или сложным, или просто нереализуемым.
4. В законе не прописаны многие важные детали по его реализации, и даже не сказано — кто именно и как должен создавать необходимые дополнительные подзаконные акты.
5. Закон изначально сформулирован так, что в зону его реального действия попадают не все субъекты, а лишь те, к кому посчитает нужным применить закон надзирающий орган.
6. Все эти неопределенности создают основу для весьма произвольной трактовки закона в рамках вынесения судебных и административных решений. Формальная реализация закона позволяет блокировать доступ в России к огромному числу (возможно — подавляющему большинству) мировых интернет-ресурсов.
7. До сих пор остается непонятным, каковы цели принятия данного закона, какие общественные и государственные задачи он призван решить.