Samsung переживает не самые лучшие времена в своей истории. Недавно на нее пришелся довольно сильный удар — согласно подсчетам аналитических агентств, компания потеряла статус ведущего производителя смартфонов на крупнейших в мире рынках — в Китае и Индии.
Так, согласно результатам по объему поставок смартфонов на китайский рынок за II квартал 2014 г., полученным компанией Canalys, первенство здесь теперь принадлежит Xiaomi. Ее объем поставок составил 15 млн. смартфонов, а рыночная доля возросла до 14%. Samsung показала второй результат с 13,2 млн. и 12%.
Аналогичная ситуация сложилась в Индии. По оценкам гонконгской Counterpoint Technology, лидером индийского рынка стала местная компания Micromax — ее доля достигла уровня 17%, тогда как у Samsung только 14%.
Эти и другие негативные события заставили Samsung начать процесс «реинжиниринга» внутри компании. Его задача: добиться повышения уровня инновационности, чтобы не потерять темпы развития и оставаться на позициях глобального лидера.
Пути развития инноваций в Samsung
Нынешняя ситуация бесспорно заставит Samsung сразу пойти на символическое утягивание поясов. Согласно принятой в компании практике, предусматривающей быстрое реагирование на текущие результаты операционной деятельности, менеджерам скорей всего сразу урежут часть бонусов и заставят ездить в командировки эконом-классом. Однако для сохранения лидирующих позиций от Samsung потребуется большее: обеспечить себе имидж инноватора. Сделать это заставят ее примеры Apple и Google.
Проблемы, затрагивающие внутреннюю культуру общения, испытывают сегодня многие корейские компании, не только Samsung. Их причина кроется в национальных традициях. «Ключевая особенность Кореи — это принадлежность ее культуры к конфуцианству. Оно подразумевает неукоснительное уважение к старшим, соблюдение строгой иерархии в отношениях. — пояснил агентству Reuters Шон Кочран, руководитель одной из крупнейших в Корее компании, специализирующейся на оказании брокерских и инвестиционных услуг. — Для реализации инновационных подходов в организации труда требуется донести важность проводимых изменений до высшего руководства. Сделать это в Корее не так просто».
Перестройку внутри компании начали с основного подразделения Samsung, расположенного в г. Сувон к югу от Сеула. Его сотрудники получили право приходить на работу в шортах в выходные дни, график их работы стал более гибким, для женщин были введены новые правила, позволяющие не бояться потерять работу в случае отпуска по беременности.
«Необходимо сменить культуру общения внутри компании, сделать ее более благоприятной для развития принципов открытости, для поддержки креативных идей и инноваций, — такое мнение высказал агентству Reuters Джей Субхаш (Jay Subhash), бывший старший менеджер Samsung, который покинул компанию в апреле этого года. — Сделать это будет непросто, придется идти против существующей системы, выстроенной на принципах строгой субординации, заставляющей людей работать с чрезмерным перенапряжением».
Для придания креативности компании давно предлагалось расширить привлечение талантливых иностранных сотрудников, связывая это прежде всего с тем, что компания работает на очень разных по сути рынках. Для внесения изменений во внутренний уклад ей предлагалось перейти на более щадящие условия труда, повысить уровень рациональности (Work Smart) в организации труда сотрудников, в том числе сократить неэффективные затраты времени на пребывание работников в офисе.
По мнению сотрудников, во внутреннем распорядке Samsung уже наметились определенные изменения, однако они встречают сопротивление со стороны приверженцев устоявшейся традиции создания жесткой вертикали власти внутри компании, выстроенной сверху донизу.
«С точки зрения перспективы, — считает Чанг Си-джин, профессор Корейского института науки и технологий, автор книги „Sony или Samsung“, — чтобы сделать Samsung по-настоящему глобальной и открытой компанией, следует предоставлять сотрудникам больше автономии. Однако это создает риск снижения или даже потери ее управляемости. Зато позволяет растить талантливых лидеров, способных на развитие бизнеса в глобальных масштабах».
Первые результаты
Руководство Samsung уже сделало первые шаги для перелома неблагоприятных тенденций. Уже в июле коммерческий директор Ли Санг-хун объявил о запуске широкомасштабного обсуждения сложившейся ситуации внутри компании. Цель — завязать внутри компании диалог для поиска решений. При этом упор делается на использование новых технических возможностей социального инжиниринга, в частности, на применение недавно внедренной системы обмена сообщениями Mosaic. Уже удалось собрать 4221 предложений и комментариев.
Другое направление получило название «Лаборатория инноваций». Это — специальная программа, запущенная внутри корпорации, которая позволяет ее сотрудникам, поодиночке или в группе, взяться за разработку в течение года определенной инновационной идеи, имеющей очевидный потенциал для развития компании. По данным Samsung, за прошлый год на рассмотрение было подано около 14 тыс. предложений.