«Массовый отказ от использования браузера Firefox способен привести к тому, что Google сможет получить в будущем доминирующее влияние на Интернет, — написал в своем блоге Роберт О’Каллахан (Robert O’Callahan), инженер компании Mozilla. — Если вы желаете, чтобы Интернет сохранился в том виде, в котором мы его знаем, неподконтрольным одной компании, то следует перестать пользоваться браузером Chrome и убедить других делать то же самое. Если же случится иначе, и Google одержит победу, тогда через несколько лет выбора не останется. Но винить потом будет уже поздно: правильный выбор надо было делать вовремя!»
Эти слова можно воспринимать как своеобразную попытку рекламы продукта компании Mozilla. Учитывая, что популярность браузера Firefox неуклонно снижается последние годы, данное предположение вполне уместно. Тим Брей (Tim Bray), канадский разработчик, соавтор первоначальной версии спецификации XML, долгое время занимавшийся в Google продвижением платформы Android, написал в ответ: «Я — большой поклонник Mozilla, использую Firefox. Но как и многие другие, пользуюсь несколькими браузерами, в том числе и Chrome. Успех Google очевиден: они берут тем, что предлагают услуги бесплатно. А это очень нравится пользователям. Хотя ценой бесплатности является реклама, на которой зарабатывает Google. Но Mozilla следует лучше сконцентрироваться на развитии технологий, чем продвигать свой продукт путем рекламы».
В чем же причины возникшей перепалки и какие выводы из происходящего следует делать? Свою оценку происходящего и выводов предложило издание InformationWeek.
История ошибок
Современный Интернет стал таким, каким мы его знаем, отчасти благодаря Firefox. Этот браузер пришел на рынок в тот момент, когда доминирующую роль там играла Microsoft со своим Internet Explorer — доля IE на настольных системах превышала 90%. Тем не менее, Firefox сумел отвоевать существенную долю рынка у Microsoft. Однако начиная с 2008 г. его доля стала постепенно размываться в пользу Chrome. Ситуация получилась комичной: преимущество оказалось у разработки, львиную долю для финансирования которой Google получала за счет того, что делалось через браузер Mozilla.
Пытаясь выстоять в конкурентной борьбе, Mozilla старалась удержать свою долю на рынке. Однако стали происходить события, которые трудно объяснить случайным совпадением. Когда позиции Chrome начинали пошатываться, в сети вдруг нарастали слухи, где Firefox обвиняли в плохой репутации, часто возникающих ошибках и раздутых размерах системы в целом.
Эти и подобные им слухи привели к тому, что внедрение Mozilla в корпоративном секторе не получило должной поддержки со стороны пользователей. Компании также не удалось установить прочные связи с платформой Apple iOS. Не появилось мобильной версии Firefox, в результате чего бум популярности мобильных устройств Mozilla не помог.
Непростая ситуация на рынке заставляла разработчиков Firefox активно искать решения. Но ошибка состояла в том, что они хотели получить результат очень быстро. Поэтому одни ошибки рождали другие.
В результате давления со стороны рекламного бизнеса в Mozilla решили отказаться от первоначально решения установить по умолчанию блокировку на прием куки-файлов от рекламных сайтов. Тем самым они предоставили пользователям самим решать, нужно ли включать такую защиту или нет, сохранив при этом хорошее отношение со стороны рекламного бизнеса. Однако расчет Mozilla на хорошую техническую подготовку пользователей оказался неверным. Из-за отказа от встроенного механизма блокировки, как у других браузеров, Firefox получил репутацию системы, плохо защищенной от рекламных всплывающих окон. Пользователи просто не искали решения внутри браузера, а отказывались от него в пользу других.
Еще одной ошибкой Mozilla стало встраивание в Firefox механизма управления цифровыми правами. Это — очень деликатная тема для сообщества, выстроенного на принципах Open Source. Оно не приемлет «грубых» решений, поэтому решение Mozilla было негативно воспринято сообществом и сделало для многих безальтернативным выбор между Firefox и Chrome, причем не в пользу решения Open Source.
Самой разрушительной ошибкой, которую сделала Mozilla, стало избрание в марте 2014 г. Брендана Айка на пост руководителя компании. Он стоял у истоков Mozilla, участвовал в создании языка JavaScript, благодаря которому Mozilla смогла выйти в свое время на самые высокие позиции в рейтинге популярности, долгое время был главным инженером компании. О’Каллахан отмечает, что практически все сотрудники Mozilla одобрил избрание Айка на пост CEO. Проблема возникла практически на пустом месте. Вскоре после назначения на пост CEO он был вынужден покинуть Mozilla из-за бешенной публичной кампании, которая была развернута против него из-за его поддержки в 2008 г. запрета однополых браков. Для публичной репутации Mozilla это был большой удар.
Слухи и Google
Google, в отличие от Mozilla, до сих пор удавалось обходиться без серьезных промахов и наращивать свою рыночную долю целенаправленно и компетентно.
Ходят слухи, что Google активно использовала услуги компаний, занимающихся выставлением всевозможных интернет-метрик. Благодаря удачно складывающейся «картинке» Google уверенно подводила пользователей к мысли об уверенном движении Chrome на пути к статусу лучшего браузера в мире. Достоверность этих слухов трудно доказать, но высокая корреляция публикаций с успешным продвижением Chrome вызывала у многих обоснованные сомнения. Единственное, в чем можно быть уверенным: в этом не замешана компания Net Applications, которая до сих пор называет браузер Internet Explorer лидером рынка.
Ходили также слухи, что Google активно продвигала идею сделать Chrome браузером по умолчанию, стараясь привлечь к ее реализации производителей мобильных устройств на платформе Android. Другой слух — Google собиралась реализовать ряд критически важных функций в Google Docs доступными только если использовался Chrome (например, функция поддержки работы в режиме офлайн).
Были ли эти слухи правдой или ложью неизвестно, но рынок старался защититься. Согласно неофициальной информации, регулирующие органы в Европе проводили в свое время негласное расследование, целью которого было выяснить, не было ли нарушено антимонопольное законодательство при заключении договоров Google с производителями мобильных гаджетов. Официальные результаты опубликовали только регулирующие органы США и Южной Кореи: они официально признали договора Google соответствующими требованиям своих законодательств.
Выводы или прогнозы...
Полемика относительно роли Google и нарастающей популярности браузера Chrome продолжается. Подводить итоги пока рано.
Решением могла бы стать рекомендация, которую высказал Тим Брей: «Если вас мучают сомнения, то лучше сохранить альтернативы и продолжать пользоваться несколькими браузерами. Лично я хотел бы, чтобы главной ценностью в Интернете стала забота о сохранении персональной избирательности и неприкосновенности сделанного выбора. Компании, которые будут придерживаться этого принципа, смогут добиться лидерства и позволят развивать бизнес-модели, где за бесплатность не надо платить правом навязывать себе рекламу».