Хотя проведенный в середине августа компанией SAP СНГ круглый стол был посвящен применению в бизнесе технологии больших данных, наибольший интерес в нем вызвало сообщение заместителя начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления РЖД Вадима Москаленко о проектах на базе in-memory СУБД, которые он сам остерегся отнести к категории Big Data.
Разумеется, у такого гигантского концерна, как «Российские железные дороги», и объемы данных нешуточные, но в ведущихся сейчас проектах в фокусе скорее повышение производительности и удобства, нежели обработка массивов неструктурированной информации или анализ потоков показаний разнообразных умных датчиков. Наряду с уже прошедшим пилотную стадию проектом по раздельному учету доходов и расходов на платформе SAP HANA инициирован ряд проектов по миграции критически важных для РЖД бизнес-приложений SAP на указанную платформу.
В их числе 38 финансовых учетных систем (166 тыс. пользователей, 120 Тб данных), 18 систем по управлению персоналом (84 тыс. пользователей, 36 Тб, более 1 млн. сотрудников), система по выпуску сводной и налоговой отчетности (60 тыс. пользователей, 20 Тб, полный реинжениринг старого приложения). Все эти проекты уже начались и планируемая их длительность варьируется от 1,5 до 2,5 лет. В более отдаленной перспективе аналогичная миграция ожидает и производственные системы, отвечающие за управление перевозками и продажу билетов. Как признал Вадим Москаленко, полный перевод всех 300 эксплуатируемых в РЖД SAP-приложений на HANA в повестке дня не стоит: каждый раз руководство будет объективно оценивать необходимость такого шага. Тем не менее, с учетом размеров компании и масштабов предполагаемых проектов концерном была приобретена безлимитная лицензия на платформу HANA, позволяющая переводить на нее по мере необходимости разные модули системы SAP ERP. Достигнутыми сегодня результатами компания вполне удовлетворена. Утверждается, в частности, что развернутые к настоящему времени решения позволили сократить сроки подготовки отчетности в 43,5 раза (с 14,5 часов до 20 минут), повысить в 40 раз скорость и улучшить точность распределения затрат, обеспечить эффективность инвестиционного планирования и тарифного регулирования.
Проекты такого рода выполняются в РЖД в два этапа: сначала осуществляется миграция приложения на новую платформу с переносом данных, а затем производится детальная оптимизация его работы. В свою очередь миграция распадается на две фазы: кастомизации и модернизации собственных расширений и последующего тиражирования в разные подразделения. Первая фаза таит в себе больше неопределенностей и рисков, вторая носит рутинный технический характер. Вадим Москаленко недвусмысленно заявил, что в РЖД не собираются использовать публичные облачные решения, поскольку все информационные системы компании развернуты в четырех собственных дата-центрах, а внутренняя коммуникационная инфраструктура не предполагает выход во внешние сети.
Было бы немного странно рассматривать миграцию на передовую платформу БД немецкой компании SAP в контексте популярной сегодня темы импортозамещения. Однако, как пояснил докладчик, эти проекты преследуют сходную цель. В РЖД полагают, что благодаря им компании удастся снизить риски, связанные с опорой на уникальные аппаратные платформы серверов и мейнфреймов. В ситуации наложения тех или иных санкций заменить такие платформы чем-то иным будет просто невозможно. А SAP HANA базируется на кластерных конфигурациях серверов стандартной архитектуры, производящихся в самых разных странах.