Замедление роста отечественной экономики негативно отражается на российском ИТ-рынке. Так, по данным IDC, в 2013 г. его объем сократился на 1%. В 2014 г. ситуация не улучшилась — экономическая и политическая обстановка заставляют заказчиков пересматривать свои ИТ-бюджеты, концентрируя средства на наиболее приоритетных для них направлениях.
Как это отражается на деятельности учебных центров, специализирующихся в области ИТ? Как меняется спрос на их услуги? Какие направления обучения сейчас наиболее востребованы и какие переживают спад? Как это соотносится с кадровой ситуацией на рынке ИТ? С этими и другими вопросами мы обратились к представителям учебных центров и кадровых агентств.
Сложная ситуация
Положение на рынке услуг ИТ-обучения сейчас непростое, единодушно отметили эксперты, так как политические причины и санкции вынуждают многих заказчиков занимать осторожную позицию. Михаил Савельев, директор УЦ «Информзащита», сравнил нынешнюю обстановку с предкризисными ожиданиями 2008 г.: «К сожалению, в кризис обучение персонала — эта та статья, которая „режется“ одной из первых».
Это приводит к сокращению спроса на услуги учебных центров. Так, в УЦ «КУДИЦ-ОБРАЗ», который специализируется на обучении технологиям IBM, в I кв.
Аналогичным образом обстоят дела и в других учебных центрах. Так, в УЦ «Информзащита» сейчас недобор, причем, по словам Михаила Савельева, это общая ситуация на рынке. Анна Дмитракова, заместитель директора УЦ РДТЕХ, объясняет это сокращением бюджетов на обучение в этом году. По-видимому, аналогичная ситуация будет наблюдаться и в
Правда, спад коснулся не всех УЦ. Так, по словам Дмитрия Гудзенко, директора УЦ «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана, оборот этого учебного центра в текущем году даже вырос на 6%, несмотря на сложную и неустойчивую ситуацию на рынке ИТ-обучения. Основными драйверами роста здесь стали курсы по администрированию решений Microsoft, программированию и СУБД, а также по управлению проектами.
Кроме того, на всю сферу дополнительного профессионального образования, включая ИТ-обучение, серьезно повлияло вступление в силу закона №
Не способствует спросу на обучение и положение на рынке труда. Как отмечают кадровые агентства, хотя квалифицированных ИТ-специалистов по-прежнему не хватает, многие компании не спешат с расширением штата из-за экономической нестабильности.
Согласно исследованию портала HH.ru, за предыдущие 10 лет рынок труда в ИТ-сфере стабильно рос (кроме 2009 г.) и увеличился в 18 раз, но в первом полугодии
Экономико-политические изменения последнего времени оказывают непосредственное влияние на все сектора экономики. Международные ИТ-вендоры чувствуют кризис особенно сильно: у большинства из них ожидается существенное недовыполнение плана, в том числе из-за значительного снижения продаж в банковском и госсекторах. «Это неизбежно приводит к снижению уровня бонусных выплат сотрудникам. Кроме того, в некоторых компаниях планируется закрытие региональных офисов и, следовательно, сокращение штата», — сообщила Анастасия Фадеева, консультант по подбору персонала в сфере ИТ/телеком компании Antal Russia.
Изменения спроса и предложения
В таких нелегких условиях учебные центры стараются найти новые направления развития. Впрочем им не привыкать. В
К тому же благодаря новым технологическим возможностям и новым педагогическим подходам появились инновационные образовательные форматы, такие как бесплатные массовые онлайн-курсы (МООС) (www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=161312). Игроки быстро подхватили новые веяния. Например, Microsoft, Cisco и другие вендоры открыли обучающие порталы, на которых предлагают технические курсы на многих языках, в том числе и на русском.
Но это создает дополнительные трудности для учебных центров, которые начинают ощущать конкуренцию со стороны MOOC-курсов вендоров. Так, Игорь Морозов отметил некоторый спад интереса к курсам для пользователей ПК со стороны физических лиц, так как определенную часть материала они могут освоить самостоятельно при помощи бесплатных интернет-ресурсов.
В такой ситуации некоторые УЦ делают ставку на повышение специализации. Ведь бесплатные онлайновые курсы вендоров рассчитаны только на начальный уровень обучения, а более серьезная подготовка требует углубленной совместной работы с преподавателем.
Эту тенденцию подстегивает и рынок труда в области ИТ, на котором спрос смещается в сторону специализации. Как отметила Надежда Романова, ведущий специалист по подбору персонала кадрового агентства «Юнити», наблюдается тенденция к увеличению потребности в редких специалистах, таких как разработчики, внедренцы, аналитики/специалисты в узкой предметной области, высокоуровневые CIO. Данное мнение разделяет и Анна Дмитракова: «За последнее время мы видим активное смещение востребованности обучения с базовых тематик и широко используемых продуктов на более узкие специализированные темы».
Впрочем, по словам Игоря Морозова, пользовательские курсы все еще пользуются спросом, но в основном не со стороны физических лиц, а в корпоративном сегменте, особенно в государственном.
Изменение спроса на услуги обучения связано и со стремительным развитием самих ИТ. Сейчас на первый план выходят мобильные и облачные технологии. Соответственно растет интерес к созданию мобильных и веб-приложений, облачных сервисов. Востребованы знания по современным средствам разработки с поддержкой полного жизненного цикла продуктов. В частности, для команд разработчиков все более актуальным становится изучение методологии Scrum по управлению проектами разработки ПО, причем эта методология находит применение также при выпуске финансовых и медицинских продуктов, создании интернет-проектов и т. д.
На содержании учебных курсов отражаются и изменения в экономике. Так, в УЦ «Информзащита» помимо неизменно востребованных курсов по безопасности, защите персональных данных и применению средств электронной подписи, пользуются повышенным спросом курсы по экономической безопасности. По мнению Михаила Савельева, это обусловлено ожиданием кризиса, когда никто не желает мириться с недочетами в работе персонала.
УЦ «Специалист» также расширил перечень читаемых курсов, включив него программы обучения по менеджменту, управлению персоналом и кадровому делу, предпринимательству, английскому языку, развитию личности и др. По словам Дмитрия Гудзенко, был значительно увеличен ассортимент курсов для ИТ-специалистов: «Мы внесли в перечень дисциплин курсы коммуникативных навыков и технический английский. Большинство трудностей в становлении карьеры работников ИТ-сферы возникают не только из-за отсутствия необходимых знаний, но и из-за неумения эффективно взаимодействовать и общаться с коллегами и руководством, а курсы коммуникативных навыков помогают решить множество подобных проблем. Сдача сертификационных экзаменов, как правило, проходит на английском языке».
Предкризисной нестабильностью, возможно, объясняется и рост интереса к авторизованному обучению со стороны физических лиц. По словам Анны Дмитраковой, специалисты готовы самостоятельно оплачивать повышение своей квалификации, проводя отпуск в учебном центре, причем многие приезжают из регионов, что еще более затратно. При этом особым вниманием пользуются узкоспециализированные и редкие курсы, которых либо нет в регионах, либо там «серые» учебные центры не могут предложить официальный сертификат о прохождении курса. Видимо, специалистам важно получить не только знания, но и подтверждающий их сертификат вендора, что автоматически повышает ценность специалиста в глазах работодателя.
Востребованность сертификатов подтверждают и кадровые агентства. По словам Анастасии Фадеевой, сертифицированные специалисты имеют конкурентные преимущества по сравнению с несертифицированными. Особенно это актуально для международных компаний, которые заинтересованы в кандидатах, стремящихся инвестировать в свое образование. Что касается российских компаний, то сертификация сотрудников особенно значима для ИТ-интеграторов, так как это существенно влияет на успешную продажу проектов заказчикам.
Хотя работодатели стали гораздо чаще обращать внимание на наличие сертификатов у претендентов на вакантные места, как отметила Наталья Солодовник, прямой связи между наличием сертификата и денежным вознаграждением не наблюдается. Все зависит от конкретной ситуации.
Это подтвердила и Виктория Мингазова, ведущий консультант по поиску и подбору персонала агентства «Империя кадров»: «Хотя не для всех компаний сертификат является обязательным, сертифицированные специалисты могут получать более высокий оклад в зависимости от требований работодателя». При этом на некоторых должностях сертификация имеет принципиальное значение, так как подтверждает конкретные знания у специалистов. Например, консультанты SAP практически всегда должны иметь сертификат по конкретному модулю. Такие сотрудники могут «стоить» дороже, так как и само обучение дорогостоящее.
Это следует учитывать соискателям, так как кадровые агентства указывают на некоторое снижение спроса на ИТ-специалистов из-за экономической ситуации. По словам Надежды Романовой, если раньше стремительное увеличение объема вакансий порождало в ИТ-отрасли дефицит кандидатов и обеспечивало постоянный рост зарплат, то в этом году уровень вознаграждения поднялся лишь по некоторым вакансиям, и не выше, чем на 5%.
При этом, как и в прошлом году, между работодателями продолжается борьба за квалифицированных и эффективных ИТ-сотрудников, таких как опытные управленцы и редкие или узконаправленные специалисты, например по Big Data, Data Mining, Machine Learning, разработчики и аналитики по Data Warehouse, разработчики Scala.
В целом спрос на высококвалифицированных специалистов остается высоким, особенно у крупных компаний, госкорпораций и системных интеграторов. Самые востребованные ИТ-профессии — это бизнес-аналитики, консультанты, руководители проектов, разработчики сложных высоконагруженных систем, знающие разные языки программирования, особенно объектно-ориентированные.
Как отметил Дмитрий Гудзенко, растет внимание к специалистам-универсалам, способным работать по нескольким направлениям. Ведь если до кризиса компания могла нанять нескольких работников, специализирующихся на конкретной задаче, то теперь далеко не все могут это позволить.
По-прежнему востребованы разработчики на Java, JS, Python, .NET (в том числе для мобильных платформ), системные аналитики, консультанты и внедренцы по специфическим продуктам, ИТ-специалисты в области розничной торговли, электронной коммерции и цифровой индустрии, а также профессионалы по продажам софта и оборудования.
Кроме того, работодателям нужны консультанты и аналитики по бизнес-аналитике, специалисты по сетям и по администрированию сервисов, в том числе облачных. Сохраняется высокий спрос на универсальных специалистов, обладающих широким кругозором в разных областях.
Импортозамещение и ИТ-обучение
Серьезное влияние на рынок ИТ в целом и ИТ-обучения в частности может оказать тема перехода на отечественные технологии, которая сейчас активно обсуждается на государственном уровне. Эта тенденция уже начинает отражаться на рынке ИТ-обучения, и некоторые учебные центры к ней готовятся.
Как отметила Елена Данилова, руководитель направления ИТ «Академии информационных систем», наблюдается снижение спроса на обучение по продуктам американских производителей ПО, хотя традиционно именно эти направления всегда отличались стабильно высоким притоком слушателей. Правда, особых перемен в сторону обучения по отечественному ПО еще не заметно. Тем не менее АИС уже начала разработку специализированного курса по теме импортозамещения и планирует его запустить уже в конце этого года.
Остальные эксперты пока не ощутили влияния новых веяний. «Конечно, мы понимаем, что вопрос импортозамещения может повлиять на интерес к обучению продуктам и технологиям зарубежных вендоров, но пока мы этого не чувствуем», — сказал Александр Гаврилов, руководитель направления по работе с системой образования департамента стратегических технологий Microsoft в России.
В УЦ «Специалист» ожидали роста популярности курсов по Linux, но пока спрос на них хоть и растет, но очень плавно. «Мы уже давно подготовились к реакции клиентов на импортозамещение, в первую очередь за счет увеличения числа авторских курсов и обучающих программ», — сказал Дмитрий Гудзенко.
В «Академии АйТи» тоже пока не заметили снижения интереса к вендорским программам или международной сертификации, но готовы оперативно реагировать на новые факторы. В частности, здесь собираются использовать накопленный опыт по обучению свободному ПО, которое, возможно, станет временной альтернативой в переходном периоде.
На деятельность УЦ РДТЕХ последствия экономических санкций в отношении России тоже еще не повлияли, но они уже отражаются на ИТ-рынке в целом. Как отметила Анна Дмитракова, для ряда ИТ-компаний, занимающихся продажами ПО, импортозамещение уже становится насущной проблемой, так как они далеко не всегда могут продлить крупному клиенту необходимое ему количество лицензий на ПО.
Тем не менее Михаил Савельев считает, что движение в сторону импортозамещения еще не скоро скажется на рынке ИТ-обучения: «По нашему опыту, востребованность курсов по любой новой технологии или продукту, появляющемуся на рынке, проявляется с двух- или трехлетним запозданием. Однако мы внимательно наблюдаем за игроками отечественного рынка и готовы предложить свои услуги по созданию курсов любому из них».
Стоит ли учиться в кризис?
Считается, что кризисный период — это хорошее время для того, чтобы пройти дополнительное обучение или переобучение, повысить свою квалификацию или квалификацию ИТ-персонала компании. К сожалению, эта очевидная, казалось бы, идея далеко не всегда реализуется на практике. Почти все эксперты отметили, что в компаниях при сокращении ИТ-бюджетов практически всегда сокращаются затраты на переподготовку сотрудников.
Так, по словам Анны Дмитраковой, при одном только упоминании о кризисе многие компании, даже не почувствовав его влияния, уже начинают к нему готовиться, пересматривая собственные планы и, естественно, бюджеты. Зачастую результатом подобных корректировок становится приостановка развития ИТ-инфраструктуры и сокращение или временное замораживание средств на развитие и обучение персонала. Обучение, к сожалению, всегда первым идет под сокращение.
Но у этой «палки» есть и другой конец. Если посмотреть на динамику спроса на обучение в предыдущие кризисные периоды, то оказывается, что снижение интереса со стороны компаний в некоторой степени компенсируется за счет роста количества слушателей из числа физических лиц. По словам Александра Гаврилова, люди понимают, что переобучение, повышение квалификации, наличие сертификата является несомненным преимуществом на рынке труда и готовы инвестировать в свой профессиональный рост в надежде повысить шансы найти новую работу.
Правда, в кризис становится труднее удовлетворить высокие зарплатные ожидания. Как отметил Михаил Савельев, в такой период на улице оказывается большое количество специалистов и у работодателей появляется возможность выбирать из них наиболее квалифицированных. Поэтому наряду с необходимостью повышения профессионального уровня людям надо быть готовым к снижению своих амбиций.
Так или иначе, ждать, пока грянет гром, не стоит. Эксперты уверены, что заниматься обучением персонала или самоподготовкой нужно всегда, так как дополнительное профессиональное образование было, есть и будет наиболее выгодным с точки зрения отдачи от вложенных инвестиций. «Рано или поздно руководство любой организации неизбежно сталкивается с тем, что если не инвестировать в повышение уровня ИТ-компетенций своих сотрудников, то отдача от человеческих ресурсов в развитие компаний с каждым годом будет все меньше. Особенно это актуально для ИТ-компаний, где нужно всегда „держать руку на пульсе“ развития технологий», — сформулировал общую идею Игорь Морозов.
Как учиться в кризис
Но каким образом удовлетворить необходимость обучения персонала в условиях сокращения ИТ-бюджетов? Выходом в такой ситуации могут стать удаленные формы обучения — вебинары, онлайновые курсы и инструменты дистанционного обучения (ДО). Ведь в структуре затрат на обучение основную часть составляют расходы на командировку, проживание, питание сотрудника. С распространением ДО таких затрат можно избежать.
Сейчас многие учебные центры предлагают ДО. По словам Александра Гаврилова, за последний год наблюдается значительный рост этого направления без ухудшения качества обучения. Это мнение разделяет Игорь Морозов: «Дистанционное обучение не только позволяет охватить удаленно распределенный персонал, но и оптимизировать ресурсы за счет экономии командировочных расходов и благодаря тому, что себестоимость таких программ ниже, чем очная. Но при этом следует обратить внимание на то, чтобы в процессе дистанционного обучения оказывалась учебно-методическая поддержка, проводилась итоговая аттестация и выдавались документы об окончании курса».
Правда, большинство слушателей пока предпочитает традиционный очный режим. Например в УЦ «Специалист» таких около 90%. Дмитрий Гудзенко объясняет это тем, что таким людям важны не только знания, но и живое общение с преподавателем и другими слушателями. Это позволяет получить необходимые знания в максимально короткие сроки.
У компаний есть и другая возможность — идти в учебные центры и договариваться. Кризис затрагивает всех, и УЦ не являются исключением. В трудные времена рынок бывает полон различными спецпредложениями, акциями, скидками, чем грех не воспользоваться. Анна Дмитракова рекомендует компаниям открыто говорить о своих задачах и потребностях в обучении, чтобы менеджеры УЦ могли предложить более масштабное, единое и выгодное решение.
Михаил Солохин посоветовал обратить внимание на программы бесплатного обучения для партнеров и клиентов, которыми располагают крупные вендоры, включая IBM: «Это дает дополнительные возможности для повышения квалификации персонала в непростых кризисных условиях».
Двигатели спроса
Рынок ИТ-обучения всегда находится под воздействием двух тенденций. С одной стороны, бизнес и государство все больше зависят от ИТ и уже не могут обойтись без квалифицированных специалистов, которых традиционно не хватает. С другой стороны, когда речь заходит об экономии, то в первую очередь режутся бюджеты на обучение. Что в таких условиях может подстегнуть развитие рынка услуг ИТ-обучения?
По мнению Елены Даниловой, учитывая политическую ситуацию, можно ожидать спад спроса на обучение по проприетарному софту и повышение внимания к курсам по свободному ПО. Кроме того, возможен всплеск интереса к обучению по совершенно новым программным продуктом, которые могут быть разработаны в условиях импортозамещения.
Эксперты также видят перспективы развития рынка услуг ИТ-обучения в дальнейшем развитии более удобных и экономичных способов обучения, таких как онлайновый и другие виды электронных форматов. «Все больше слушателей не хотят тратить время на дорогу. С учетом развития технологий, таких как удаленные методы, электронные учебники, виртуальные лабораторные работы, будет расти спрос на дистанционное обучение, — считает Александр Гаврилов. — Все более востребованной станет персонализация обучения и развитие методик, направленных на определенный результат. Например, в области ИТ несомненна ценность образования, ориентированного на практику».
По мнению Анны Дмитраковой, перспективно также обучение, позволяющее ИТ-специалистам расти не только вертикально, углубляя знания в одном специализированном направлении, но и горизонтально, развивая, например, свои управленческие навыки, которые можно в дальнейшем применить в проектной деятельности. Такую подготовку можно получить на курсах по управлению проектами, рисками и т. д.
Кроме того, остаются востребованными курсы по наиболее современным направлениям и технологиям: мобильная разработка, облачные вычисления, работа с большими данными и т. д., причем, ИТ-специалистам пригодятся курсы и сертификации, которые являются вендоронезависимыми, в частности для поддержки баланса между владением конкретными инструментами от какого-то производителя и пониманием общих подходов, методик, стандартов.
Продолжает оставаться востребованной тема информационной безопасности (ИБ). Как отметил Михаил Савельев, с одной стороны, спрос на подготовку по ИБ постоянно обеспечивают законодатели, меняя нормативную базу с такой частотой, что переделывать курсы приходится едва ли не в процессе занятий, а с другой— развиваются технологии, которые требуют новых решений по безопасности.
Что касается самих УЦ, то важным показателем для них, по мнению Игоря Морозова, становится их репутация, опыт реализованных проектов и компетенции преподавателей: «Эти три составляющие будут в дальнейшем являться определяющими критериями надежности учебных центров и влиять на рынок ИТ-обучения в целом, так как корпоративные заказчики будут отдавать предпочтение сильнейшим образовательным организациям, проверенным временем и реализованными проектами».
Это мнение разделяет Дмитрий Гудзенко: «Самым главным фактором нашей системы обучения является преподаватель. Меняются технические средства, форматы, учебно-методические программы, но суть остается неизменной — передача знаний и опыта от человека к человеку. В условиях любых перемен, вечные ценности обучения должны оставаться неизменными — это талантливые преподаватели и актуальные знания».
И наконец, по словам Надежды Романовой, надежду на восстановление положительной динамики рынка вселяет растущая доля госзаказов в портфеле интеграторов, которые могут пополниться проектами автоматизации системы ЖКХ, перевода госорганов на «российские облака» и др.