Сатья Наделла и ряд других руководителей Microsoft еще несколько месяцев назад обещали предоставить пользователям новый поисковый инструмент в составе Office 365. Наконец это произошло: 8 сентября в Office 365 официально появилось приложение Delve, способное сильно изменить принятую практику получения и использования информации. Отличие заключается в том, что собранный контент — записи, веб-страницы, фото и видео — не отбирается пользователем вручную, как обычно, а собирается с упреждением еще до того, как появится явно выраженная потребность в соответствующей информации.
Типовые ситуации, когда это может потребоваться, очевидны. Если пользователь собирается на встречу, то ему может потребоваться информация о ранее проведенной переписке, данные о месте и времени встречи, рекомендации друзей, которые уже посещали это место и т. д. Delve предугадывает «желания».
В основе Delve лежит разработанная в Microsoft технология Office Graph. она построена на отслеживании перекрестных ссылок в приложениях Office 365 пользователя, с которыми работают пользователи, и способна к машинному обучению на базе контента, с которым работает пользователь.
Microsoft позиционирует идею Delve весьма широко. Компания стремится создать систему, которая позволит освободить пользователя от необходимости постоянного отслеживания информации — где и что было сохранено, когда и как использовалось, кому и когда предоставлялась. В новой концепции Delve информация просто укладывается пользователем в хранилище, а система автоматически ведет ее обработку и выбирает, когда она может потребоваться. Единственное внешнее ограничение — это система прав доступа, ограничивающая передачу информации с ограниченным диапазоном распространения.
«Delve самостоятельно отслеживает то, что происходит у пользователя, и выдает адаптированную под него „новостную ленту“. И пользователь получает „наиболее релевантный для себя“ контент с учетом того, чем занимается в текущий момент», — так описывает идею нового механизма руководитель группы Microsoft Office Джулия Уайт.
Интерфейс Delve выстроен в формате «карточек данных». Предлагаемые порции данных содержат элементы, привычные для социальных сетей. Например, для каждой карточки можно добавить комментарий, проставить «лайки». Система отображает число просмотров, показывает специальные теги, помогающие быстро оценивать причину, почему Delve разместил в списке текущую порцию данных. Можно сразу узнать, в чем состоит полезность опубликованной информации, как она используется «друзьями».
Наличие элементов, родственных Facebook, не случайно. Еще на этапе анонса Delve в марте Уайт обратила внимание на то, что информацию, проходящую через социальные сети, следует более активно использовать в прикладных целях. Это, по ее мнению, будет способствовать росту динамики полезного общения и генерации новых идей. Тем самым, Delve — это попытка Microsoft преобразовать нынешний поток данных через социальные сети в «полезный шум», пригодный для конструктивной работы.
На этапе запуска Delve будет собирать только данные, получаемые через Exchange, из OneDrive for Business, SharePoint Online и корпоративной социальной сети Yammer. На этом контенте Microsoft отработает новую технологию на практике. Через несколько месяцев Microsoft планирует расширить пул источников информации. Среди них прикрепленные файлы электронной почты и контент служб OneNote и Lync.
В планах Microsoft на 2015 г. обозначен выпуск программного интерфейса для разработчиков (API), который позволит им подключать в пул источников данных контент из собственных разработок. Тем самым Microsoft демонстрирует, что не собирается оставлять механизм Office Graph, лежащий в основе Delve закрытым, и будет придерживаться гибридной модели развития этого приложения.
Доступ к службе Delve пользователям Office 365 будет открываться поэтапно. Сначала его получат существующие и новые подписчики бизнес-плана Office 365. Доступ к услуге для пользователей персональных (Office 365 Personal) и домашних (Office 365 Home) планов на первом этапе предоставляться не будет.