Этот нехитрый припев из старой бардовской песенки невольно приходит на ум, когда читаешь результаты исследования, проведенного недавно по заказу Epicor Software компанией Redshift Research и призванного объяснить, какие ERP-системы сегодня нужны предприятиям. Несмотря на то, что 80% из 1,5 тыс. опрошенных специалистов из 10 стран считают ERP-системы критически важными для ведения их бизнеса, более половины охарактеризовали возможности существующих систем лишь как базовые. Чего же недостает?
Как оказалось, доступа через мобильные устройства и социальных функций совместной работы (на это указали 65% респондентов). Сегодня удаленный доступ к ERP-системе имеет половина из них и лишь 25% осуществляют его через смартфоны и планшеты. В своих пожеланиях на будущее 43% указали на предпочтительность смартфона и 38% — планшета. По отношению к «социальности» позиция опрошенных двойственна: большинство согласно с важностью организации такого сотрудничества, половина находит социальные технологии полезными для коммуникаций между клиентами и поставщиками, но лишь 10% уверены в необходимости социально-сетевых технологий для реализации базовых функций ERP. Любопытно, что с наибольшим энтузиазмом к социальным функциям относятся в Китае и Мексике (важными считают 80% и 73%), в отличие от США и Великобритании (56% и 52% соответственно). Лидирует Китай и по доле компаний, имеющих мобильный доступ к ERP-системам (80%). В Финляндии же, напротив, большинство организаций (64%) такого доступа лишено.
Растет интерес к облачным моделям развертывания ERP. Около 64% опрошенных заявили, что предпочли бы сами выбирать один из вариантов: публичное облако или гибридную конфигурацию, сочетающую облачную, онпремисную и хостинговую модели. Впрочем, 20% не видят перспектив в облаках и намерены продолжать эксплуатировать ERP-системы на собственных площадках.
Пожалуй, наиболее распространенная претензия — неспособность ERP-систем быстро реагировать на те или иные вызовы и вытекающая из этого недостаточная гибкость и готовность к росту бизнеса, низкая отдача и замедленный возврат инвестиций. Отмечается также сложность доступа сотрудников к данным из ERP-контура (на это пожаловались 35% опрошенных). Многие сетуют на трудность освоения системы ее конечными пользователями: лишь 9% утверждают, что работать с ней удобно и легко, в то время как 22% сетуют на сложность даже для специалистов, которые используют ее регулярно. Что уж говорить о тех 4%, которые, жалуясь на чрезмерную сложность, предпочитают вообще не использовать ERP.
О репрезентативности исследования можно судить по тому, что им были охвачены как небольшие фирмы со штатом до 250 сотрудников (22%), так и средние и крупные (в 39% трудится более 1 тыс. человек). Почти половина респондентов (49%) представляли производственные предприятия, 20% — сервисные, 17% — логистические и дистрибьюторские и 14% — розничную торговлю. В большинстве компаний (60%) ERP-системы довольно «свежие» — развернуты в течение двух последних лет. В китайских компаниях этот показатель еще выше — 89%.