«ТМТ Консалтинг» подвела итоги развития рынка ШПД в сегменте частных лиц, представив рейтинг «Российский рынок широкополосного доступа в интернет на пороге стагнации: итоги 2кв 2014 г.».
К концу первого полугодия 2014 года количество абонентов рынка широкополосного доступа составило 28,3 млн, проникновение достигло отметки 51%. Рынок продемонстрировал удовлетворительные показатели динамики по сравнению с 1 полугодием 2013 года — 6%. В то же время, 2014 год охарактеризовался для рынка ШПД замедлением роста как в натуральных, так и в денежных показателях. По оценкам «ТМТ Консалтинг», во 2 квартале 2014 года количество абонентов ШПД в сегменте частных пользователей увеличилось менее чем на 1% по отношению к 1 кварталу 2014 года и на 2% к 4 кварталу 2013 года.
Подобные результаты можно объяснить тем, что рост в экономически развитых и густонаселенных регионах закончен, а перспектива развития в депрессивных регионах с низким уровнем проникновения не оправдывает себя. Дополнительным сдерживающим фактором для услуг ШПД становится распространение сетей LTE, к которым, по данным «ТМТ Консалтинг», по итогам 1 полугодия 2014 года было подключено более 5 млн пользователей, большая часть которых — физические лица.
Желание и готовность клиентов сменить тарифные планы в сторону увеличения скоростей доступа не вызвали рост доходов от услуги. Конкуренция в развитых регионах приобрела ценовой характер и пользователям стали доступны большие скорости передачи данных за те же деньги. Это повлекло за собой стабилизацию ARPU на уровне 345 руб. и замедление роста доходов до 1% во 2 квартале 2014 года.
Наиболее успешным среди лидеров стал «Ростелеком», показав увеличение абонентской базы на 132 тыс. абонентов за квартал. Драйвером развития оператора остается процесс модернизации сетей и переход к PON-технологии, повышающей конкурентоспособность предложения компании. Следом за ним идет «ЭР-Телеком» (40 тыс. аб.), МТС (13 тыс. аб.), ТТК (6 тыс. аб.), «ВымпелКом» (отток 24 тыс. аб.).
Стоит отметить, что ТТК, показавший столь скромные результаты во втором квартале 2014 года, стал лидером прироста по итогам 1 полугодия с показателем 8% по отношению к 4 кварталу 2013 года.
Ощутимых изменений в динамике роста МТС и «ВымпелКома» не произошло: МТС еще в первом квартале 2014 года опередил «ВымпелКом» по количеству ШПД абонентов в сегменте B2C и продолжил наращивать отрыв во втором квартале, преимущественно за счет прироста в Москве на технологической базе GPON-сети МГТС. «ВымпелКом» продолжил демонстрировать стабильный отрицательный рост.