Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) обозначила свою позицию по проектам Минкомсвязи, призванным облегчить и ускорить процессы импортозамещения ПО. Напомним, что первые лица РФ дали поручения (см. здесь и здесь) сформировать комплекс мер по импортозамещению в сфере программного обеспечения до 30 октября нынешнего года.

По мнению АПКИТ, ход исполнения поручений В. В. Путина и Д. А. Медведева профильным министерством (Минкомсвязи) вызывает опасения, так как в результате предлагаемых мер может быть допущен ряд системных ошибок, которые приведут к неоправданным расходам бюджетных средств, снижению инвестиционной привлекательности и росту цен на ИТ-рынке России, а также к ухудшению условий ведения бизнеса для российских ИТ-компаний.

В АПКИТ считают, что Минкомсвязи не использовало существующие механизмы диалога с ИТ-сообществом и не показало отрасли хотя бы общего примерного плана мероприятий. Поэтому судить о готовящихся переменах можно лишь по отдельным заявлениям министра Николая Никифорова на публичных мероприятиях и на встречах с отдельными представителями ИТ-рынка.

Ниже представлена оценка АПКИТ относительно основных озвученных предложений отраслевого регулятора.

1. Ввести 10%-ный сбор с продажи лицензий на отечественное и иностранное ПО, а собранные средства направить на разработку ПО.

Чем это плохо (с точки зрения АПКИТ): дополнительный сбор с продажи лицензий лишит российских производителей ПО значительной доли прибыли. Производители переложат сбор на покупателя, что приведет к повышению цен и тем самым ударит по российскому потребителю ИТ-продукции, т. е. по всем секторам экономики и частным лицам. Рост сборов еще сильнее снизит привлекательность российской юрисдикции для ИТ-производителей и инвесторов технологической сферы. Все это при том, что и до введения сбора по этому показателю Россия отстает от Казахстана, Белоруссии, Индии и ряда других стран. Даже если ограничить этот сбор лишь иностранным программным обеспечением и иностранными производителями, все равно будет плохо. Довольно сложно ввести недискриминационную процедуру определения отечественного и зарубежного производителя. Т. е. часть отечественных разработчиков, интегрированных в мировую систему разделения производства, непременно пострадает. А иностранный производитель просто сменит модель продаж ПО в России. К тому же, ведение такого налога с импортного ПО станет прямым нарушением правил ВТО, что лишь усилит давление на Россию и вызовет новые санкции.

2. Отменить для разработчиков ПО льготу по уплате НДС, а за счет большего количества средств, которые будут поступать в бюджет, попросить из госбюджета целевого финансирования разработки отечественных программ.

В АПКИТ считают, что этот вариант несколько менее опасный, чем введение налога с продажи ПО, но тоже создает проблемы для российского производителя и не ведет к поставленной цели. Пострадают российские производители ПО, которые пользуются существующей льготой по оплате НДС. Затраты потребителя все равно возрастут, что снизит покупательную способность российского рынка ИТ и может замедлить приобретение и заказ российских разработок. К тому же нет никакой гарантии использования собираемого таким образом дополнительного налога на финансирование проектов разработки ПО. Даже при наличии каких-либо договоренностей в Правительстве, любые договоренности временные, а НДС на ПО уж если введут, то потом вряд ли отменят. Т. е. российские разработчики, ради которых эти действия затеваются, получат лишь ухудшение условий для создания импортозамещающих программных продуктов. При этом расчет на заметное увеличение сбора НДС с иностранного ПО также сомнителен. Поскольку софт не материален, сбор с него довольно трудно администрировать. Т. е. государство здесь мало что выиграет.

3. Собранные тем или иным способом средства будут поступать в фонд под управлением госкомпании, которая будет их направлять на разработку отечественного ПО. Чтобы получить субсидию из фонда, компания-разработчик должна будет передать государству блокпакет своих акций (25% плюс одна акция).

С точки зрения АПКИТ, это плохо. Ведь в таком случае права на отечественное ПО, разработанное при финансировании Фонда, будут переходить к РФ, т. е. поставщик не будет иметь права сделать впоследствии этот продукт тиражным и продавать его другим заказчикам.

Другим крайне опасным последствием реализации такой идеи будет создание неравных условий ведения бизнеса для коммерческих компаний и тех компаний, в которые войдет государство, и которым оно будет оказывать преференции. Такое искажение условий конкуренции приведет к изменениям на рынке труда и рынке ИТ-услуг и продуктов, вынудит коммерческие компании менять модели ведения бизнеса или вообще уходить из российской юрисдикции. Одним словом, де-факто предлагается сформировать систему, усиливающую государственный контроль над ИТ-рынком через систему распределения средств, создающую к тому же непрозрачный рынок.

4. Создать список отечественного ПО, которое нужно срочно разработать.

С точки зрения АПКИТ это также плохая идея. Ведь этот список публично не представлен и открыто не обсуждается. Например, иногда заявляется, что в него должен быть включен пакет офисных программ. Но сейчас существует немало бесплатного офисного ПО, которое не ограничено ни какими санкциями. Зачем собирать деньги на формирование еще одной версии такого ПО?

Также звучит тезис о создании на собранные средства операционной системы и других продуктов, которые будет интересны партнерам по БРИКС и ШОС. При этом нет никаких обоснований, почему эти партнеры будут приобретать именно российские разработки.

Что делать?

Итак, четыре «плохо» ассоциация перечислила. А что же, с точки зрения АПКИТ, хорошо? В ассоциации считают, что задача экстренной замены отдельных программных продуктов, поставка или обновление которых по причине санкций оказались под угрозой, может быть решена довольно быстро без введения сборов и других громоздких непрозрачных мер. Так как в России уже существует немало сильных рыночных ИТ-компаний, которые могут создать сборку операционной системы Linux и СУБД для госпредприятий, которые по каким-то причинам хотят отказаться от проверенного проприетарного ПО. Существует также немало коммерческих компаний, успешно производящих специализированное ПО для приложений в конкретных секторах экономики, в том числе, в затронутых санкциями.

В АПКИТ считают, что не нужно терять времени на формирование очередных госкорпораций. В случае необходимости можно объявить открытый конкурс или ввести понятные и прозрачные «правила игры». Относительно небольшие стартовые средства есть в существующих фондах и институтах развития. Дальнейшее финансирование может быть обеспечено госзаказами.

Принципиально важно не делать что-то вне диалога с организованной ИТ-индустрией, не заниматься импортозамещением путем уничтожения или выдавливания отечественных компаний за счет создания преференций и искажения условий равной конкуренции.

Правление и дирекция АПКИТ надеются, что Минкомсвязи, выполняя поручения первых лиц РФ, учтет мнение отрасли и не пойдет по пути увеличения сборов, усиления государственного контроля над ИТ-рынком, установления запретов и иных разрушительных мер.

АПКИТ готова к открытому и прямому диалогу с Минкомсвязи. А вот готово ли к такому диалогу Минкомсвязи?