C середины прошлого века роль ИТ в жизни общества неизменно возрастает, информационные технологии уже давно (как минимум уже лет
Однако у любой медали есть две стороны. Рост значимости ИТ привел к существенному повышению затрат на поддержку и развитие корпоративных информационных систем и даже более того — к повышению зависимости бизнеса от ИТ. Еще в середине прошлого десятилетия наблюдатели стали отмечать изменение отношения ИТ-руководителей к внедрению инновационных решений: если начальник ИТ-отдела" ассоциировался всегда с горячим поборником всякого рода новшеств, то ИТ-директор все чаще выглядел уже человеком с более осторожным, порой консервативным отношением к ИТ-инновациям. Проблема эта стала особо заметной, когда несколько лет назад ИТ-мир вступил в фазу весьма радикальной структурной трансформации в сторону все более широкого перехода к облачно-сервисным моделям использования ИТ, что привело к значительному изменению статуса ИТ-служб предприятий.
Новый поворот в развитии этой проблематике произошел в этом году в связи с резким изменением политических международных отношений. Причем если ранее мы в России могли использовать при решении возникающих проблем мировой опыт (поскольку мы все же были не в числе пионеров-первопроходцев и могли учиться на чужих ошибках), то сейчас перед отечественным ИТ-рынком встали вопросы, ответы на которые нам нужно искать самим. Речь идет о серьезной проблеме обеспечения национальной технологической независимости в условиях глобализации мировой экономики, при том что уровень глобализации в ИТ, наверное, просто не имеет аналогов по сравнению с другими отраслями. Мы сейчас стали свидетелями парадокса: имея гигантские темпы технологического развития, ИТ в силу своего колоссального объема и уровня проникновения в нашу жизнь стали одной из самых консервативных сфер, любые процессы трансформации тут идут очень медленно.
О том, как все происходящие в последние годы и месяцы метаморфозы влияют на формирование и реализацию ИТ-стратегии предприятий, мы решили узнать у экспертов из числа их ИТ-руководителей.
Что изменилось за последние пять-шесть лет
Происходящее в этом году нельзя понять вне контекста общего процесса технологического развития и структурных изменений последних нескольких лет. Именно поэтому мы попросили наших собеседников начать разговор с небольшого ретроспективного анализа ситуации.
В целом было высказано единодушное мнение о том, что трансформация отношений бизнеса к ИТ идет постоянно, причем неуклонно в сторону повышения их роли. Трудно сказать, ускоряется ли этот процесс или нет, но можно вполне определенно говорить, что преобразования последних лет качественно отличаются от того, что было десять, а тем более пятнадцать лет назад. В то же время эксперты отмечают, что реальные возможности ИТ-директора по выработке и реализации ИТ-стратегии пока не столь велики, как это часто рисуется в публикациях СМИ или в выступлениях на конференциях.
Независимый эксперт (экс-CIO торговых компаний «Мосмарт», «Копейка», «Модный континент») Александр Артюхов считает, что акцент в отношении ИТ-подразделения несколько сместился от восприятия его как центра затрат к позиционированию в роли обслуживающего. Но при этом некоторый рост статуса сопровождается тем, что теперь «ИТ-отдел всегда и во всём виноват». Мнение ИТ-руководителя всегда спрашивается и учитывается, но все же обычно он имеет лишь право совещательного голоса. «Достаточно существенные изменения в технологиях несколько пошатнули сложившуюся офлайновую модель бизнеса, начались оглядки на e-commerce и связанные с этим процессы и технологии, — продолжил он. — Теперь уже от ИТ-директора требовалось объяснение, как это всё может работать вкупе с прежними процессами старой модели бизнеса. Но без принятия решений и с минимумом последующих действий».
Руководство компаний все чаще убеждается в том, что использование именно современных технологий дает реальный бизнес-эффект. В качестве примера Александр Артюхов привел использование мобильных технологий на предприятиях розничной торговли: сейчас положительно стала восприниматься мобильность сотрудников, причем даже не офисных, а работающих в торговом зале магазина. Внедрение мобильных решений способствовало повышению производительности труда и улучшению качества обслуживания покупателя.
Из качественных изменений он отметил повышение доверия к аутсорсингу: обслуживание ИТ-инфраструктуры и построение инфраструктуры новых объектов уже полностью передано на аутсорсинг. Однако к использованию по этой схеме облачных ИТ-ресурсов отношение пока остается достаточно настороженным: бизнесу спокойнее, когда чувствительные данные находятся у себя под боком. К тому же уровень «облачных» цен пока ещё достаточно высок для ритейла.
Что касается ИТ-стратегии, то она сегодня является составной частью общей бизнес-стратегии, на которую самым решительным образом влияют быстрые изменения рыночной ситуации и конкурентной среды. По мнению Александра Артюхова, горизонт планирования сузился до полугода, максимум — года. ИТ-стратегия, по сути, превратилась в некий план реализации двух-трех стратегических и операционных бизнес-задач, без привязки к архитектуре бизнеса и поддерживающей архитектуре корпоративной информационной системы. А основной стратегической задачей для ИТ-отдела стала консервация сложившейся архитектуры корпоративной информационной системы на неопределённое время.
По мнению начальника управления информационных технологий группы компаний «Русагро» Сергея Потапова, оценить ситуацию с ролью ИТ-директора и с формированием ИТ-стратегии в общем довольно сложно — точность анализа будет на уровне «средней температуры по больнице». Разброс реальных данных весьма значителен, в том числе и потому, что во многом положение дел определяется субъективными факторами, при этом многое, если не все, зависит от личности самого ИТ-директора, его взаимоотношений с функциональными директорами, генеральным директором, от профессионализма самих функциональных директоров и т. д. «Ключевым словом во взаимоотношениях является „доверие“, — считает наш эксперт. — Менеджмент бизнеса и ИТ-директор должны работать в одной управленческой команде с общими целями, общими подходами и ценностями. Тогда разработанная ИТ-стратегия постепенно выполняется и приносит свои результаты. Но бывает и по-другому — из-за отсутствия общих целей, отсутствия командной работы и доверия друг к другу члены управленческой команды, включая ИТ-директора, постоянно меняются. А со сменой директоров в компании могут радикально меняться подходы, цели, понимание роли автоматизации и т. д. ИТ-стратегия постоянно дорабатывается и переписывается под влиянием субъективных точек зрения руководителей, но не успевает реализовываться в своей целостности. Другими словами, чем более стабильна управленческая команда предприятия, тем уверенней она идет по пути реализации стратегических планов, в том числе ИТ-стратегии».
В то же время Сергей Потапов считает, что компания должна стремиться к минимизации влияния субъективных факторов. Он уверен, что ИТ-сфера, как, может быть, ни одна другая , нуждается в регламентировании процессов предоставления услуг, проектного управления, выбора систем и поставщиков, закупок и т. д. В условиях волатильности рынка и нестабильности общей ситуации для успешного функционирования ИТ необходимо выстраивать процессы принятия решений и четко формулировать и даже фиксировать в виде SLA основные принципы взаимоотношений ИТ и бизнеса. Все это делает роль ИТ менее субъективной, более понятной и стабильной.
Ссылаясь на собственный опыт, он заметил, что понятный сейчас горизонт планирования в рамках ИТ-стратегии можно оценить в три года — это тот период, за который можно многое успеть и в то же время не опасаться, что ситуация и технологически, и политически слишком радикально изменится. Более долгосрочное планирование серьезно теряет в качестве, и горизонт в пять лет если и обозначать, то очень крупными штрихами. Однако более детальное планирование деятельности остается в рамках года, так как оно привязано, как правило, и к бюджетированию, и к KPI.
Разумеется, основной вектор ИТ-стратегии определяется технологиями, тенденциями их развития, правда, тут нужно четко различать реальные тренды и маркетинговую пропаганду. «Если говорить в общем, то для работы руками для сотрудников ИТ-компании остается все меньше и меньше места, но все больше и больше места для работы головой, — уверен Сергей Потапов. — Нужно самим думать, анализировать положение дел на рынке, изучать отечественный и мировой опыт, в том числе и для того, чтобы не вестись на модные тренды, названия и аббревиатуры, а оценивать целесообразность, оптимальные варианты реализации, риски и достигаемый эффект. В целом можно уверенно констатировать, что разные технологии и модели, включая модель аутсорсинга будут и дальше развиваться, но центр принятия решений и центр ответственности за принятые решения должны оставаться внутри компании».
Исполнительный директор «Первой архивной компании» Антон Рогожин в этом разговоре представляет позицию малого бизнеса (в его фирме всего 20 сотрудников): «У нас нет выделенной должности ИТ-директора, поэтому нам очень непросто идти в ногу со временем и отслеживать последние тенденции из мира ИТ. При этом должен подчеркнуть, что даже в нашей, далеко не самой технологичной сфере деятельности, такой как архивирование бумажных документов организаций, ИТ выполняют одну из ключевых функций. Помимо обычного офисного софта, необходимого любому предприятию, мы также используем специализированное ПО, и это позволяет нам оставаться конкурентными и решать любые запросы клиентов. Планирование ИТ-бюджета у нас носит краткосрочный характер — на один год, планировать на более отдаленный период не видим смысла».
Он отметил, что за последние несколько лет ИТ-бюджет компании изменился за счёт увеличения потребности в различных ИТ-решениях, без которых существование современного предприятия невозможно, в то же время из-за внедрения облачных технологий из бюджета исчезли крупные разовые платежи. Далее он пояснил: «Мы двумя руками за облачные технологии, почти все ПО, которое приобретается нами, относится к облачным решениям. С одной стороны, мы видим тенденцию, когда все больше даже крупных компаний, не говоря уже о малых и средних, видит ценность в облаках, с другой — все это подтверждается нашим личным опытом. Но при переходе к аутсорсингу и к облачным сервисам нужно четко выстраивать отношения с поставщиками, заранее определять основные критерии, которым должно отвечать облако (для нас это безопасность, доступность и отказоустойчивость), фиксировать договоренности в виде SLA. Аутсорсинг является хорошим вариантом для небольшой компании, но тут есть трудность — выбор профессионального поставщика. ИТ-компаний, предлагающих услуги аутсорсинга, много, и с первого раза сделать правильный выбор не так просто, к этому обязательно нужно подходить с особой тщательностью, ведь цена вопроса высока».
Тенденция изменения роли ИТ от эксплуатационной к стратегической хорошо просматривается в высшей школе. Раньше это было видно на примере ведущих мировых университетов, но сейчас этот тренд все более проявляется и в российских вузах, считает директор по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимир Соловьев. При этом он отметил, что важным побудительным мотивом к использованию новейших ИТ-достижений является растущая конкуренция в сфере высшего образования: «Университеты уже понимают, что если не совершить ИТ-трансформацию, то их функцию в цифровом мире возьмет на себя кто-нибудь другой. Поэтому сегодня университеты ждут от реализации ИТ-стратегии не просто развития инфраструктуры в соответствии с ожиданиями пользователей, но новых возможностей для развития образовательного процесса и научных исследований». Важную роль в такой трансформации играют облачные модели и технологии, провайдеры достигли определенного уровня зрелости, и университетские сервисы постепенно переводятся в публичные облака. Пока речь в основном идет об облачной почте, ВКС, средствах совместной работы и т. п., но в ближайших планах — облачные симуляторы, тренажеры, лабораторные работы.
Что же касается изменения ИТ-бюджетов в системе высшего образования, то тут, по мнению Владимира Соловьева, говорить об однозначных тенденциях пока очень сложно, процессы идут разнонаправлено: у одних ИТ-затраты увеличиваются, у других не меняются, у третьих — уменьшаются.
«Проектирование строительных объектов — это уже давно сфера, работа в которой просто невозможна без ИТ. Сегодня никто не создает чертежи на бумаге, всё делается в CAD-программах, при этом нужно постоянно искать какие-то новые способы и методы оптимизации процесса проектирования. Например, в нашей компании сейчас идет переход к трехмерным моделям проектирования», — рассказал начальник отдела ИТ архитектурного бюро «ОллЛевелс» Григорий Шастун. В круг задач его подразделения входят вопросы организации совместной работы проектировщиков, организации хороших каналов передачи информации и оптимальных хранилищ данных с доступом к ним отовсюду.
Он также уверенно отмечает смещение ИТ-бюджета в сторону расширения использования облаков. Но тут перед компанией встает дилемма: какие сервисы можно перевести в облака, а какие лучше оставить в локальном варианте. Проблемой является выбор поставщика, который бы обеспечил нужный уровень безопасности, надежности и масштабируемости не на словах, а на деле. Конечно, тут обязательно нужны SLA, но желательно также иметь какие-то подтверждающие отзывы уже существующих пользователей. Было бы очень полезно, если бы на рынке появился некий независимый сервис типа «Яндекс.Маркет», позволяющий не только сравнивать ценовые предложения, но и оставлять отзывы о предоставляемых услугах. При выборе аутсорсера нужно знать и учитывать его репутацию, как он «болеет» за состояние дел у своих клиентов (примеров халатности, к сожалению, хватает).
Ссылаясь на опыт своей компании, Григорий Шастун отметил , что сроки ИТ-планирования сокращаются, поскольку непрерывно ускоряется развитие технологий и продуктов. Постоянно появляется что-то новое, программы, ранее использовавшиеся исключительно на локальном компьютере, уходят в онлайн, или опять же в облака, или работают прямо в браузере.
Что изменилось за последние полгода
По этому вопросу были высказаны достаточно разные мнения.
Сергей Потапов считает, что мало что изменилось в работе ИТ-служб и в планировании развития ИТ на предприятии: «Ничего принципиального не произошло, что бы могло повлиять на процесс стратегического планирования. К сожалению, не все технологии могут быть заменены на отечественные без ущерба качества в одночасье. Но там, где наши технологии конкурентоспособны, я лично выбираю их».
С ним в целом согласен Владимир Соловьев: «Думаю, ничего принципиально не изменилось, за исключением того, что многие хорошие облачные инициативы притормозились в связи с боязнью университетов нарушить ожидающееся введение в действие с 1 января 2015 г. поправки к закону „О персональных данных“».
Александр Артюхов придерживается иной точки зрения: «В последние полгода о стратегическом планировании пришлось забыть. Кризисные явления в отрасли и невыполнение планов компании привели к достаточно печальному выводу о том, что все ранее сделанные вложения ресурсов в модернизацию и реинжиниринг процессов компании согласно корпоративным бизнес- и ИТ-стратегиям оказались неэффективными. Поэтому нужно вернуться к функциональной модели управления, в том числе отказаться и от сервисного подхода в ИТ. События последнего полугодия также сопровождались существенным сокращением персонала и, в частности, ИТ специалистов. Отказов от уже заключенных контрактов аутсорсинга не было, но при этом произошёл возврат к кризисной стратегии и модели управления
Антон Рогожин считает, саму идею импортозамещения в ИТ-отрасли утопической: «Мир стал настолько глобальным, что осознанно делать выбор в пользу ПО, главным конкурентным преимуществом которого является только то, что оно создано в нашей стране, по меньшей мере недальновидно. Конечно, мы как потребители с радостью поддержим российского производителя, но в первую очередь его еще надо вырастить. В нашей компании на 80% используется зарубежное ПО и даже в отдаленной перспективе заменить его не представляется возможным».
Говоря об обсуждаемой в последние месяцы теме импортозамещения, Григорий Шастун отметил, что здесь до сих пор нет четкого понимания, зачем это нужно и что реально можно сделать. Он считает, что заменить многие программные продукты общего назначения в принципе можно, но специализированные решения — нет. «Если придется пользоваться отечественными разработками для проектирования, то это будет не просто шаг назад, это будет прыжок назад», — уверен он.
Как будут развиваться корпоративные ИТ-стратегии в обозримом будущем
Антон Рогожин исходит из того, что общие перспективы развития бизнеса в нашей стране на следующий год по всем макроэкономическим параметрам не самые радужные, поэтому на его предприятии инвестирование в ИТ-инфраструктуру не планируется: «Постараемся переждать экономические трудности на существующих мощностях».
Владимир Соловьев также считает, что ближайший год будет трудным, но технологический прогресс сможет помочь в решении проблемы финансирования ИТ: «С развитием облаков одни и те же технологии становятся практически моментально доступными всем, поэтому умение из общедоступных „кирпичей“ строить новые ценностные предложения, новые каналы доставки ценности, новые модели взаимоотношений с клиентами, новые бизнес-модели будет востребовано все в большей и большей степени». В целом же он уверен, что само понятие «ИТ-стратегия» постепенно будет выходить из оборота по мере того, как ИТ-инициативы будут занимать все большее место в стратегии бизнеса.
Такой же точки зрения придерживается Сергей Потапов: «Мне кажется, что грань между бизнес-стратегией и ИТ-стратегией будет стираться, пока не исчезнет полностью. ИТ постепенно становятся орудием производства, средством зарабатывания денег и т. д. Детальные компетенции по технологиям будут сосредоточены в специализированных компаниях-поставщиках и выноситься в аутсорсинг».
В обозримом будущем даже при продолжающихся негативных тенденциях в экономике и отрасли должен произойти процесс осознания важности ИТ-стратегии для компании, уверен Александр Артюхов: «Архитектура бизнеса, как и поддерживающая архитектура корпоративной информационной системы, являются одними из самых консервативных атрибутов бизнеса. Их невозможно мгновенно изменить или кардинально модернизировать. Поэтому возврат к долгосрочному планированию с целью повышения эффективности и роста конкурентоспособности компании должен произойти. Как новый виток спирали эволюции, но на более высоком технологическом уровне и с новым опытом. Хотелось бы, чтобы этот новый виток эволюции стратегического мышления наступил как можно скорее. Так как кризисный период — практически идеальное время для консолидации, реорганизации и построения основ для дальнейшего роста и конкурентной борьбы». Он высказал также надежду, что ИТ-стратегии в будущем будут обеспечивать лучшую гибкость ИТ-решений для бизнеса, станут более адаптивными к новым условиям быстроменяющейся рыночной реальности, а также восприимчивыми к новым технологическим решениям и бизнес-моделям. Один из видимых путей достижения этого — использование сервисного подхода (облачных технологий).
Конечно, сегодня, в условиях меняющейся экономико-политической ситуации, строить прогнозы в сфере ИТ очень сложно, но все же Григорий Шастун считает, что развитие будет идти по некоему гибридному пути нахождения оптимального соотношения («золотой середины») локальных и облачных сервисов.