Приказом ФАС РФ от 7 ноября 2014 г. создана Рабочая группы по вопросам защиты конкуренции в сфере торговли с использованием телекоммуникационных сетей (интернет-торговли) в Российской Федерации. Её председателем назначен начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Николай Карташов.
Вечером 10 ноября на сайте ФАС появился краткий отчет о первом заседании этой Рабочей группы. Сообщается, что в рамках данного заседания, среди прочего, обсуждалась совместная инициатива пяти крупнейших товарных интернет-агрегаторов, действующих на территории России (eBay, Price.ru, Wikimart, Товары Mail.Ru и Яндекс.Маркет) и называющих себя Независимым объединением товарных агрегаторов (НОТА).
Эта совместная инициатива предусматривает унифицированное рассмотрение жалоб покупателей на интернет-магазины (являющиеся партнерами членов НОТА), в которых они (покупатели), перейдя по ссылкам с любого из пяти перечисленных выше сайтов, приобрели товар, и который, на их взгляд, оказался контрафактным (поддельным) или бывшим в употреблении (б/у).
При этом покупателям достаточно оставить свою жалобу на магазин, подключенный хотя бы к одному из упомянутых выше агрегаторов, на некоей единой площадке. По замыслу авторов инициативы, предложение товара, который оказался контрафактом, исчезнет сразу с сайтов всех агрегаторов, являющихся членами НОТА. А результаты рассмотрения жалоб будут доступны публично.
Авторы упомянутой инициативы считают, что главным результатом дальнейшего развития программы НОТА может стать разработка общего механизма взаимодействия между всеми участниками рынка электронной коммерции. Таким образом будут соблюдаться интересы всех сторон. Разумеется, реализация такого общего механизма возможна только при активном сотрудничестве производителей, магазинов и обществ по защите прав потребителей.
К следующему заседанию рабочей группы ФАС предложила товарным агрегаторам представить подробный алгоритм реализации их инициативы и подготовить примеры случаев применения данной процедуры при получении жалоб от покупателей товаров.
Следует отметить, что далеко не все российские интернет-магазины подключены хотя бы к одному из пяти упомянутых выше агрегаторов. Тем не менее, даже самые поверхностные исследования показывают, что в работе отечественных интернет-магазинов много, мягко говоря, шероховатостей. Так например, сообщается, что за первые девять месяцев этого года члены НОТА получили от пользователей в общей сложности около 19 тыс. жалоб на интернет-магазины, что привело к примерно 5000 случаев «приостановок размещения из-за выявленных нарушений». И это при том, что около 17% магазинов, желающих стать партнерами членов НОТА, отсеиваются на этапе премодерации.
Также необходимо понимать, что агрегаторы не являются основным источником трафика для интернет-магазинов. По данным Яндекс.Метрики, иерархия этих источников выглядит так: поисковые системы (41%), прямые заходы (21%), ссылочный трафик (15%), контекстные системы (13%), другие рекламные системы (6%), товарные агрегаторы (4%). Одним словом, для наведения полного порядка в отечественной интернет-торговле ФАС предстоит немало работы.