Проведенный в 2014 году аналитиками НП «РУССОФТ» опрос 131 экспортера программного обеспечения показал улучшение условий ведения бизнеса для компаний этого профиля в России. О таком однозначном и реальном улучшении можно с уверенностью говорить впервые за все 11 лет проведения исследования.
Оценки улучшились по всем группам компаний, которые формировались в зависимости от объемов их оборота и местоположения головного офиса. В предыдущие годы прогресс отмечали, как правило, только определенные категории респондентов.
Принципиальное отличие результатов 2014 года от оценок последних
В частности, в ряде городов за счет местного и федерального бюджетов за это время были построены технопарки. Некоторые их резиденты получили дополнительные льготы от региональных правительств. Эти и другие действия властей привели к тому, что опрошенные компании за прошедший год значительно повысили свою оценку состояния инфраструктуры.
Аналогичное значительное повышение среднего балла оценки действий государства было зафиксировано также в 2008 году. Однако тогда опрошенные руководители компаний, скорее, оценивали обещания чиновников поддержать предприятия отрасли, чем результаты такой поддержки.
Возникшие надежды вскоре сменились разочарованием, во многом связанным с действиями Правительства во время мирового экономического кризиса
В 2014 году доля оценок «хорошо» и средний балл достигли исторического максимума за все время проведения опросов — 32% и 3,17 соответственно.
Почти треть опрошенных компаний оценивали инфраструктуру более чем удовлетворительно, что не столько отражает состояние самой инфраструктуры (в сравнении с другими странами), сколько имеющийся прогресс в ее развитии.
Также, в 2014 году впервые наметилось значительное улучшение оценок того, как решается проблема бюрократических и административных барьеров. Прежде всего, резко сократилась доля тех респондентов, которые считают, что эта проблема решается плохо — с 57% до 39%. Вряд ли такое сокращение можно назвать случайным.
Без достаточно эффективной работы чиновников была бы просто невозможна массовая аккредитация ИТ-компаний в Минкомсвязи, выделение грантов Фонда Сколково, получение статуса резидента в государственных технопарках.
Опросы, проводимые последние три года, также показывают очевидное и значительное улучшение отношения респондентов к действующей системе налогообложения. Доля компаний, неудовлетворенных тем, как и сколько они платят налогов, сократилась с 66% в 2011 году до 30% в 2014.
По сравнению с прошлым годом среди руководителей компаний не только стало меньше недовольных, но и почти в два раза возросла доля тех, кто оценивает налоговую систему на «хорошо» — с 9% до 17%. Это конечно еще очень мало, хотя тенденция налицо.
За последние годы прогресс наблюдается по направлению защиты прав на интеллектуальную собственность, прежде всего, для иностранных компаний, работающих на российском рынке. Однако он также необходим и в отношении интересов российских компаний, действующих за рубежом.
В то же время, в ходе настоящего исследования 86% респондентов не увидели произошедших за последние 2 года изменений в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, хотя они указывают на желательность таких изменения.
Стоить отметить и роль НП «РУССОФТ» в улучшение ситуации с налогообложением компаний, занятых в сегменте. Речь, прежде всего, идет о поправках к Федеральному закону ФЗ 212. Благодаря этим поправкам, принятым в 2010 году, было установлено, что ставка страховых взносов для компаний-разработчиков ПО, аккредитованных при Минкомсвязи и отвечающих требованиям по доле разработки софта в обороте и по численности персонала, остается на уровне 14% (как это было в
В результате двухлетней работы по этому направлению удалось не только предотвратить попытки повышения этой ставки, но и расширить действие льготы на компании, работающие на внутреннем рынке.
Более того, в конце 2010 года министерство финансов РФ поддержало инициативу НП «РУССОФТ» и Минкомсвязи о распространении льготы по страховым взносам на более широкий круг ИТ-компаний за счет снижения планки по минимальному количеству сотрудников компании с 50 до 30 человек (в последующем удалось понизить эту границу численности персонала до 7 человек).
В 2014 году доля респондентов, которые положительно оценили изменения в государственной поддержке ИТ за последние два года, увеличилась на 5% по сравнению с данными опроса 2013 года и достигла уровня 30%.
Как и год назад, доля тех, кто увидел ухудшение ситуации с государственной поддержкой, составила 9%. Основная масса респондентов посчитала, что ситуация с господдержкой за год не изменилась.
К сожалению, в последующие несколько лет можно ожидать ухудшения оценок бизнеса в отношении гос.поддержки. У российских софтверных компаний уже возникают проблемы продаж на зарубежных рынках (при этом не только в странах, с которыми имеются напряженные отношения), при том, что российский ИТ-рынок переживает стагнацию из-за экономического кризиса.
Возможно, что российский рынок может стать более доступным для отечественных компаний в связи с политикой импортозамещения, вызванной санкциями США и стран ЕС по снижению доступа России к современным решениям для банковского сектора и сектора добычи нефти и газа, а также доступа к технологиям двойного назначения.
Однако возможности государства по предоставлению преференций для отечественных компаний весьма ограничены. Даже если государственная поддержка в реальности не изменится или улучшится только незначительно, под влиянием действия санкций будущие респонденты, скорее всего, будут воспринимать гос.поддержку в 2015 г. менее позитивно.
Кроме того, вызывает опасения намерения государства добыть средства для наполнения фонда импортозамещения (с весьма неясной моделью отбора проектов для финансирования) путем увеличения налогового бремени на ИТ-компании за счет введения нового налога с продажи ПО или отмены действующей льготы по оплате НДС при продаже ПО. Если совместными усилиями бизнес-ассоциаций удалось предотвратить введение налога с продажи ПО, то опасность отмены льготы по НДС является вполне ощутимой.
Важно отметить, что результаты опроса говорят об имеющемся явном прогрессе в отношении бизнеса к действиям государства, но не о том, что условия для бизнеса уже являются благоприятными по всем параметрам.
Только наличие современной инфраструктуры оценивается респондентами в среднем более чем удовлетворительно — средний балл составляет 3,17 («тройка» соответствует оценке «удовлетворительно»).
Например, «Государственная поддержка международной маркетинговой деятельности», самое проблемное направление, получила лишь оценку 2,44 ( хотя надо отметить, что годом ранее она была еще ниже (2,36).
Важным потенциалом повышения оценок действий государства со стороны бизнеса является установление широкого диалога между государством и организованным ИТ-бизнесом. Такой диалог уже был использован в рамках работы Совета по модернизации экономики России и в формате встреч представителей ИТ-сообщества с президентом РФ, существует хорошая возможность расширения диалога в рамках Экспертного Совета при Минкомсвязи.