Компания Qlik объявила результаты исследования, проводившегося в августе и сентябре 2014 года совместно с порталом Retail.ru и при поддержке консультационной группы АТК. Исследование было направлено на выявление причин внедрения BI-систем, осведомленности об их возможностях и эффективности использования решений для бизнес-анализа в российских розничных сетях.

В исследовании приняли участие как владельцы небольших розничных сетей до 20 точек, так и гиганты ритейла с сетью в 500 и более магазинов. При этом большинство опрошенных компаний представляют продуктовый и непродуктовый ритейл (22,6% и 34,5% соответственно). В свою очередь, большая часть из них — это специалисты сферы информационных технологий, аналитики и высшее руководство.

Исследование показало, что подавляющее большинство компаний, внедривших системы бизнес-аналитики, обратились к ним для повышения скорости и эффективности принятия решений — об этом заявили 88% опрошенных. 72% поставили повышение производительности как одну из предпосылок для внедрения BI систем, а 65% отметили в качестве причины необходимость интеграции разнородных источников данных для получения «единой версии правды». При выборе системы бизнес-аналитики ритейлерами в первую очередь ценятся скорость и простота создания отчётов (66%), возможность работы с большими массивами данных (59%) и наглядная и интерактивная визуализация (48%). Больше всего системы бизнес-аналитики используются для анализа продаж, финансовых показателей, закупочной деятельности и маркетинга, а работают в таких системах в основном руководители среднего звена и топ-менеджеры, в меньшей степени — рядовые сотрудники и владельцы. Среди компаний, которые пока не внедрили BI, ситуация с планируемыми областями использования аналитики следующая: это продажи, маркетинг, категорийный менеджмент и закупки. Что касается эффективности внедрения систем, то участники опроса отмечают следующие результаты: 70% — сокращение времени на получение необходимых для принятия решения данных, 56% — увеличение эффективности и оперативности управленческих решений, 48% — повышение скорости и простоты создания отчетов, а 24% — улучшение контроля над торговыми точками.

Часть опрошенных компаний ещё не пользуются BI-системой, но уже запланировали её внедрение. Для 66% из них наиболее важным параметром, влияющим на выбор того ли иного BI решения, является самостоятельное построение отчётов пользователями, для 58% — функция прогнозирования, а 33% называют ключевой возможность выявления скрытых закономерностей в данных (data mining). В качестве сдерживающих факторов для внедрения BI 41% отмечает высокую стоимость внедрения, а 25% — длительный период. Кроме того, специалистов беспокоит неструктурированность или низкое качество данных в самой компании и неготовность инфраструктуры в целом. При этом большинство тех, кто запланировал внедрение системы бизнес-аналитики, стремится повысить с её помощью скорость и эффективность принятия решений (75%), тогда как 50% опрошенных хотят увеличить рентабельность торговых точек, а 42% — производительность труда сотрудников.

В целом исследование показало уверенный интерес к системам бизнес-аналитики со стороны ритейлеров, который подкрепляется положительными впечатлениями от уже внедривших BI компаний. В будущем, в условиях нестабильного рынка и большого количества угрожающих факторов, а также возрастающей конкуренции, системы бизнес-аналитики будут становиться еще более востребованными, т.к. позволяют моментально реагировать на любые изменения внешней среды и принимать правильные решения.

«Исследование опыта наших клиентов и компаний отрасли в целом не только интересно для понимания тенденций развития BI-рынка, но и позволяет нам увидеть приоритеты и реальные потребности текущих и потенциальных пользователей аналитических решений. В этом году мы выбрали для опроса розничный сегмент, поскольку он является лидирующим по числу внедрений BI. Результаты нашего исследования подтверждают, что BI-системы в ритейле используются очень активно, при этом потенциал для развития еще очень велик — многие возможности, столь популярные на Западе, такие как мобильная аналитика, пока еще не реализованы. Это открывает отличные перспективы для развития функционала BI внутри розничных компаний», — отметила Елена Рыбкина, директор по маркетингу Qlik в России и странах СНГ.