IBM объявила о публичной доступности в бета-режиме своего сервиса Watson Analytics — системы искусственного интеллекта, использующей в качестве пользовательского интерфейса естественный язык и реализованной на базе суперкомпьютера IBM Watson. О предстоящем событии компания сообщила еще в середине сентября, и к настоящему времени, по ее сведениям, для участия в бета-тестировании зарегистрировалось уже более 22 тыс. человек. Более того, с начало работы сервиса начинает функционировать пользовательская группа Watson Analytics Community, в задачи которой входят сбор и распространение новостей по данной тематике, обобщение передового опыта, техническая поддержка и обучение. По мнению наблюдателей, важным элементом продвижения Watson Analytics на рынок является озвученное недавно глобальное партнерство IBM с Twitter, которое подразумевает возможность использования данных этой социальной сети с качестве составной части аналитической системы.
Сервис реализован на базе средств и технологий контентной аналитики, созданием которой «Голубой гигант» занимает уже много лет. Одним из ключевых событий в этой истории стал ввод в действие в 2010 г. суперкомпьютера IBM Watson (названного в честь основателя IBM), специально «заточенного» под решение аналитических задач в режиме «вопросы-ответы». Этот вычислительный комплекс, реализованный в рамках общего проекта IBM DeepQA («глубокие вопросы и ответы»), включает 90 серверов IBM p750, каждый из которых оснащён четырьмя восьмиядерными процессорами POWER7, с сумарным объемом оперативной памяти более 15 Тб. Свои интеллектуальные способности система доказала в феврале 2011 г., победив в телешоу Jeopardy! (в российском варианте — «Своя игра») двух лучших людей-игроков.
Сперва система Watson Analytics работала в варианте «внутреннего использования», хотя еще пару лет назад IBM начала применять ее (но в заказном режиме) для решения исследовательских задач для конкретных проектов крупных заказчиков. В прошлом году корпорация выпустила первый коммерческий продукт Watson Engagement Advisor на базе этих новых технологий, а в начале этого года анонсировала еще несколько решений этого семейства: Watson Discovery Advisor for Big Data (исследовательская аналитика), IBM Watson Analytics для визуализации данных и IBM Watson Explorer for Big Data (извлечение знаний как из структурированных, так и неструктурированных данных). Тогда же было объявлено о создании в рамках корпорации подразделения IBM Watson Group и инвестициях в его развитие в размере 100 млн. долл. ( в дополнение к уже израсходованным на этот проект 1 млрд. долл.). По оценкам аналитиков Wall Street Journal, по состоянию на начало года объем бизнеса IBM Watson составлял примерно 100 млн. долл. в год, но IBM объявила тогда о намерении выйти в течение ближайших десяти лет на отметку в 10 млрд. долл.
И вот теперь компания выводит эти технологии в виде облачных сервисов. По мнению наблюдателей, выход IBM в этот сегмент послужит мощным стимулом для его развития, но корпорации придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны как крупных ИТ-игроков, так и молодых, но амбициозных стартапов.