В России реализован еще один роуминг между операторами электронного документооборота. Компании «СКБ Контур» и «E-COM» (торговая марка Exite) обеспечили возможность обмена юридически значимыми электронными документами между розничной компанией Х5 Retail Group и поставщиками.
До сегодняшнего дня на рынке ЭДО было реализовано лишь два роуминговых соглашения, одно из них — между компаниями «СКБ Контур» и «Корус Консалтинг СНГ». Этим решением пользуются Procter&Gamble, METRO Cash&Carry, «Нестле Россия» и X5 Retail Group.
«До сих пор большинство операторов ЭДО предпочитали придерживаться стратегии обособленного развития, совершенствуя возможности своих систем и именно за счет этого стремясь расширить собственную клиентскую базу, — пояснил Эдуард Шифман, руководитель направления ЭДО компании „СКБ Контур“. — Нельзя забывать и о том, что роуминг требует определенной технической подготовки систем. Операторам придется понести затраты, которые далеко не сразу окупятся. Это значимый фактор, особенно для небольших компаний».
Сегодня российский рынок ЭДО выходит на новую стадию развития. Только за первый квартал 2014 года по телекоммуникационным каналам связи было передано больше электронных документов, чем за весь 2013 год. Количество электронных документов и число компаний, вовлеченных в юридически значимый ЭДО, каждый квартал увеличивается в полтора раза. С начала 2014 года через «Диадок» передано порядка 21 млн.документов, в 2013- 6 млн. Объем переданных документов за 2014 год увеличился в 3,5 раза.
При этом функциональность сервисов различных операторов в целом отличается незначительно. Главную возможность ЭДО — мгновенную передачу документов — обеспечивает каждый из них. Сегодня одно из важнейших конкурентных преимуществ системы ЭДО, на которое ориентируются клиенты при выборе, — это количество ее пользователей.
Все больше представителей бизнеса переходят на ЭДО и сталкиваются с тем, что их электронный документооборот ограничен лишь теми контрагентами, которые пользуются услугами того же оператора. Им приходится либо смириться с этой ситуацией, либо подключаться к нескольким операторам ЭДО. Роуминг решает эту проблему и дает возможность воспользоваться всеми преимуществами, которые дает электронный документооборот. У компаний появляется свобода выбора системы ЭДО, при этом они смогут уделять больше внимания качеству сервиса, функциональности системы ЭДО и опыту интеграции.
«Роуминг несомненно выгоден для всех участников рынка ЭДО, — заметил руководитель отдела развития компании „E-COM“ Константин Юрченко. — Однако, в первую очередь, это несет существенную выгоду самим же провайдерам документооборота. Ритейл и поставщики начинают выше ценить сервис, который позволяет легко осуществлять действия без оглядки на различие провайдеров. Это, в свою очередь, формирует новые условия для развития рынка электронной отчетности».
«Рынок созрел для того, чтобы операторы начали отказываться от политики самоизоляции и шли навстречу потребностям своих клиентов, расширяли их возможности, — уверен Эдуард Шифман. — Я думаю, что в течение 2015 года роуминг между основными крупными игроками рынка ЭДО будет организован».
Законодательного регулирования роумингового сотрудничества между операторами ЭДО в России нет. Поэтому все договоренности и разграничение зон ответственности ложатся на их собственные плечи.
Как показывает европейский опыт, саморегулирование в данной сфере вполне продуктивно. При том, что в каждой стране, входящей в ЕС, действуют свои правила функционирования электронного документооборота, европейские операторы смогли договориться между собой. Они организовали ассоциацию EESPA (European E-Invoicing Service Provider Association), которая успешно справляется с решением и курированием роуминговых вопросов.
Компания «СКБ Контур», которая поддерживает оба роуминговых соглашения в России, разработала типовой договор, который регулирует различные аспекты совместной работы операторов, в том числе и технические требования к оборудованию партнера. Это является гарантией того, что качество услуги для клиентов не пострадает при подключении роуминга.
«Распространение роуминга изменит рыночную ситуацию, — считает Эдуард Шифман. — При выборе оператора значительно снизится значение такого фактора, как число его пользователей. У некрупных операторов увеличатся шансы. На первый план выйдут другие характеристики. Готовность к роумингу говорит о том, что оператор не боится здоровой конкуренции, ведь роуминг — это развитие, это новые возможности и для операторов, и для пользователей ЭДО».