Глобальные поставщики облачных услуг расширяют региональные сети своих дата-центов. На днях большой анонс о планах в этом направлении сделала IBM. Почти одновременно о доступности своих онлайновых бизнес-приложений (Office 365 и Dynamics CRM Online) в Японии сообщила Microsoft, которая ещё раньше, в октябре, запустила в Австралии службы Azure. А в конце декабря SAP представила собственный дата-центр в Москве, предназначенный также для развертывания в нем облачных приложений.
Причины расширения географии две — техническая и законодательная. С первой давно всё понятно: все же лучше, если ИТ-ресурсы находятся ближе к месту их потребления, поскольку это снижает и без того большую нагрузку на каналы связи и уменьшает время задержки сигналов (скорость света велика, но на больших расстояниях она начинает ощущаться). Например, именно по этой причине Apple своих пользователей в Китае обслуживает в арендуемых ею местных дата-центрах.
Но если говорить о нормативно-законодательных требованиях, которые должны быть удовлетворены при использовании облачных сервисов, то в нашей стране ситуация больше напоминает блуждание в тумане с принятием мер «на всякий случай».
Казалось бы, именно на решение таких проблем должен быть нацелен «облачный закон», о проекте которого Минкомсвязи объявило еще в мае 2014 года. Но существующий сегодня вариант этого документа касается исключительно использования облаков в госорганах. При этом там сказано вполне определенно: вычислительные ресурсы должны находиться на территории России, а сам поставщик облачных услуг должен быть российским юридическим лицом (получается, что SAP для работы с госорганами в РФ должна еще создать собственную российскую компанию). Из принципа «что не запрещено, то разрешено» следует, что эти требования не распространяются на всех остальных заказчиков, они смело могут взаимодействовать с любыми провайдерами услуг и использовать облачные ресурсы в любой точке мира.
Но проблема заключается в том, что этот «облачный закон» до сих пор находится в стадии «проекта» и о его будущей судьбе можно только гадать: он и поныне бродит где-то на уровне согласования в правительственных ведомствах и отрасли известен исключительно по слухам и предположениям. Никто не знает, когда он будет принят (поначалу ввод его в действие намечался на 1 января
Как же в такой законодательной неопределенности компании (и поставщики, и заказчики) могут планировать долгосрочную политику своего ИТ-развития? При этом нужно отметить, что интерес российских потребителей к зарубежным облачным услугам есть, он определяется целым рядом факторов: безопасностью, стоимостью, доступностью и другими аспектами.
Но, к сожалению, даже принятие закона в нашей стране еще не гарантирует нормативной определенности, необходимой для стратегического планирования. К примеру, в 2014 г. у нас было принято два закона, так или иначе связанных с вопросами трансграничного применения ИТ. Один из них,
Еще в сентябре появились сообщения о том, что Роскомнадзор отправил интернет-сервисам Facebook, Gmail и Twitter (находящимся вне российской юрисдикции) уведомления о необходимости в соответствии с
Аналогичная ситуация складывается и с законом
Подобную неопределенность с нормативно-законодательной базой трудно назвать нормальной. Она не позволяет реализовать долгосрочное стратегическое планирование и прерогативу в трактовке положений законов отдает исключительно контролирующим ведомствам. Наверное, было бы полезно, если бы уже сегодня представители ИТ-отрасли занялись решением данных вопросов, не полагаясь на принцип «поживем — увидим».