В канун Нового года председатель правительства России Дмитрий Медведев утвердил «Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия государственных органов и государственных организаций», которые, по-видимому, должны вступить в силу с момента подписания документа (в подписанном постановлении конкретная дата не указана).
Правила распространяются на взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов между собой, за исключением случаев обмена электронными сообщениями в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. В правилах вводится определение электронного документа, которое отличается от формулировок, используемых в существующих нормативно-законодательных актах. В данном случае под ним понимается «структурированная совокупность данных, обрабатываемая с использованием информационных технологий, представляющая собой установленный набор реквизитов, включая реквизиты, содержащие регистрационные данные документа и усиленную квалифицированную электронную подпись».
Обмен электронными документами должен осуществляться через транспортную шину, реализуемую в одном из вариантов: создаваемой для этой цели специализированной защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры или совокупности взаимосвязанных сегментов информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, удовлетворяющих требованиям российского законодательства по информационной безопасности. Но в случае невозможности применения телекоммуникационных средств допускается обмен документов с помощью съемных машинных носителей информации.
Собственно обмен информацией должен выполняться в виде передачи транспортного контейнера, включающего несколько компонентов, в том числе файла описания контейнера и самого файла документа. Конкретные форматы транспортного контейнера и файла документа в утвержденных правилах не определены — это должны сделать совместно Минкомсвязи и Федеральная служба охраны в рамках разработки «требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций».
В правилах описываются общий алгоритм взаимодействия участников обмена документами, в частности, там прописано, что получатель должен обязательно направить отправителю подтверждение приема документа и результата его регистрации у себя (зарегистрирован во внутренней системе получателя или нет, если «нет» — по какой причине).
По высказанному в обсуждении утвержденных правил в соцсетях мнению одного из специалистов, занимающихся вопросами управления документами в госорганах, данный документ ничего существенно не меняет в практике работы госаппарата, поскольку в нем просто описан давно реализованный алгоритм обмена по системе МЭДО (Межведомственный электронный документооборот, система развивается с 2009 г.). Но при этом обращается внимание на то, что данное постановление не носит характер обязательных требований, оно никого не обязывает работать по этим правилам, а лишь предлагает это. То есть тот, кто раньше не работал через МЭДО, может этого не делать. Но при этом наш эксперт обращает внимание на такой важный нюанс: «Постановление позволяет уйти от МЭДО как единственного способа обмена документами. Можно задействовать другие каналы, например СМЭВ. По мне это гораздо более адекватный канал для взаимодействия. Но насколько это будет практиковаться, сейчас трудно сказать».