Очень хотелось бы иметь такого производителя ИТ, который сумел бы собрать и интегрировать лучшие особенности и функции, обеспечив беспрепятственное взаимодействие всех модулей. К сожалению, он пока ещё не появился.
За сорок с лишним лет работы в сфере ИТ для здравоохранения я пришел к выводу, что лучший способ сделать нечто действительно полезное для предприятия и для всех, кто к нему причастен (или, как в моем случае, для пациентов, их семей, провайдеров и плательщиков), — это использовать продукцию множества производителей ИТ (и не только ИТ) вместо того, чтобы искать единственного поставщика, который обещает сделать всё и сразу.
Несмотря на нынешнюю тенденцию, в соответствии с которой организации приобретают как можно больше у одного производителя, чтобы избежать головной боли из-за интеграции разных продуктов, я не знаю никого, кто не придерживался бы мультивендорного подхода. Правда, при таком подходе ИТ-специалистам необходимо прилагать дополнительные усилия, чтобы заставить разнообразные продукты и интерфейсы различных производителей гармонично взаимодействовать. Но преимущества намного перевешивают этот недостаток.
ИТ-специалистам необходимо прилагать дополнительные усилия, чтобы заставить разнообразные продукты и интерфейсы различных производителей гармонично взаимодействовать. Но оно того стоит.
Три главные «К»
Подлинной целью мультивендорного подхода должна быть минимизация затрат на интеграцию, но не полное их устранение. Для этого предприятия должны стать приверженцами трех «К» в ИТ — Коммуникции (обмена информацией), Координации, Кооперации (сотрудничества) — и активно использовать данный подход на всех этапах от первоначального замысла до непрерывной оптимизации его воплощения. Речь не только о том, чтобы получить наилучшие инструменты, но и о том, чтобы привлечь к участию пользователей и обеспечить высокое качество управления процессами.
Выберите мощное ядро для поддержки подлинной интеграции
Первым и самым важным шагом должен стать выбор сильного главного производителя, который способен предоставить и поддерживать «точку опоры» для других производителей. Если у вас есть необходимое ядро, вы можете добавить все прочие нужные для достижения ваших стратегических целей «лучи». Не надо изобретать велосипед, но надо стремиться усовершенствовать то, что уже есть. А это часто означает, что необходимо искать новых ИТ-партнеров, а не просто производителей. Настоящий партнер (причём только руководитель ИТ-подразделения может использовать данный термин) понимает ваши цели и разделяет с вами успехи, а кроме того, работает над исправлением промахов. Слишком часто производители, защищая собственные интересы, затрудняют добавление чужих продуктов к своему ядру. Обрисованный подход предполагает, что ядра будут открытыми, обеспечивая покупателям и их клиентам максимальное удобство работы и оптимальные результаты. Такой подход позволит использовать те компоненты монолитных продуктов, которые больше других соответствуют потребностям организации.
Получите максимальный эффект от затрат
Полная интеграция является важнейшим условием для получения наибольшей отдачи от ваших вложений. Необходимо иметь все составляющие безопасного обмена данными, причём такого, который будет понятен передатчику и приемнику независимо от их производителя, с надлежащими подтверждениями. Руководители и сотрудники ИТ-подразделений должны сбалансировать приобретаемые продукты и сервисы и координировать их закупку, а также позаботиться о том, чтобы получить наибольшую отдачу от вкладываемых средств благодаря использованию новых и пока еще даже невообразимых дополняющих продуктов и процессов по мере их непрерывного развития.
Решайте проблемы посредством «радикального объединения возможностей»
Создайте вычислительную среду, в которой максимально используется эффект взаимодействия. Применяйте для этого такую архитектуру и такой подход, которые стимулируют инновации, а также содействие пользователей и разработчиков.
Радикальное объединение возможностей означает, что вы должны привлечь не просто к участию, но к активному участию всех заинтересованных лиц. Производители телефонов поняли это и создали открытые платформы, стимулирующие краудсорсинг и совместное использование данных. Хорошим примером является смартфон — такая платформа, которая может выступать в роли видеокамеры, устройства доступа в социальные сети, фотоальбома, инструмента финансового планирования, навигатора, кошелька, источника новостей, библиотеки, игровой консоли и т. д. И не забудем, что появился он в качестве коммуникационного устройства. Комбинация всех этих приложений в одном аппарате, их полная интеграция друг с другом и с жизнью пользователя (с точки зрения бизнеса это эквивалент потока работ) действительно повышают производительность и содействуют инновациям. В области ИТ нам необходимо настаивать, чтобы все производители сделали свои системы открытыми, и обеспечить такое радикальное объединение возможностей.
Правильный выбор партнера
Хотя нужды и потребности каждой организации уникальны, приведем некоторые вопросы, которыми могут задаться руководители и сотрудники ИТ-подразделений, изучая и оценивая партнерство с производителями.
• Каковы ваши важнейшие цели? Вы можете заниматься чем угодно, но не всем подряд. Подыщите опытных и готовых к сотрудничеству производителей, которые поддерживают мультивендорную среду и преуспевают в ней.
• Хорошо ли вы понимаете, что такое полезность инвестиций? Перед покупкой проведите исследование. Сделайте полный анализ эффективности, чтобы иметь возможность до конца определить, какие результаты обеспечит вам тот или иной производитель. Не ограничивайтесь лишь традиционным анализом экономического эффекта, а оцените и измерьте нематериальные факторы. Привлеките к работе всех заинтересованных лиц, которых вы обслуживаете. Пусть они оценят полезность продуктов, а вы убедитесь, что используете релевантные и надежные критерии.
• Заручились ли вы поддержкой всех сотрудников своей организации? Изменения невозможны, пока все не будут действовать согласованно. Синхронизируйте усилия, чтобы как отдельные лица, так и предприятие в целом двигались одним путем в общем направлении.
• Общались ли вы с участниками своей сети и с сообществами пользователей рассматриваемых продуктов? Проконсультируйтесь у коллег по отрасли об опыте их работы с конкретными производителями. Посетите рекомендованные поставщиком объекты, а также (и особенно) те, которые он не упоминает. Избегайте организованных производителями встреч, чтобы ваше общение с их клиентами носило откровенный характер и не было заранее подготовленным. Но при каждом посещении задавайте одни и те же вопросы.
• Предусмотрены ли меры для отслеживания прогресса и успеха? Как только вы решите, в какой продукт вложить средства, определите отправную точку, чтобы регулярно производить от нее отсчет и демонстрировать достигнутый прогресс. Предусмотрите вероятность ошибок. При необходимости своевременно вносите изменения. И самое главное, отмечайте достигнутые успехи.
Руководить ИТ-подразделением нелегко. Используйте мультивендорный подход. Говоря словами из фильма «Их собственная лига»: «Это должно быть нелегко. Если бы было легко, то этим мог бы заниматься кто угодно. Трудности, вот благодаря чему это дело становится великим». Так сделаем же ИТ великими.