Компания EY по заказу РВК подготовила отчет «Сценарии развития и глобализации российской отрасли информационных технологий», в котором проанализированы возможные сценарии развития ИТ-индустрии в течение ближайших 10 лет.
Отчет включает в себя обзор текущего состояния российского ИТ-рынка, его ключевых технологических и структурных трендов, барьеров и рисков, препятствующих его инновационному развитию, а также зарубежный опыт развития отрасли на примере Сингапура и Израиля. Ключевой задачей исследования стало формирование как предпочтительного варианта инновационного развития и глобализации отечественной ИТ-индустрии, так и менее привлекательных сценариев, вероятность реализации которых в сложившихся внешнеполитических и макроэкономических условиях достаточно высока.
Исследование базируется на результатах опроса более 50 авторитетных отраслевых экспертов: представителей российских и зарубежных ИТ-компаний из разных секторов (разработчики программного и аппаратного обеспечения, дистрибьюторы, системные интеграторы, интернет-компании), индустрии венчурного инвестирования, институтов развития, системы образования и органов государственной власти.
В качестве наиболее привлекательного в исследовании представлен сценарий «Открытый рынок», предполагающий инновационный путь развития и глобализации российской ИТ-отрасли. Согласно данному сценарию политика импортозамещения будет реализовываться в форме государственной поддержки разработки новых продуктов в областях, имеющих перспективы на зарубежных рынках. На фоне расширения присутствия российских ИТ-компаний на глобальном рынке и роста их доходов от продажи лицензий и экспорта тиражируемых продуктов государство, настроив и запустив меры комплексной поддержки, постепенно будет сокращать свое непосредственное присутствие в отрасли, а ее дальнейшее развитие будет происходить преимущественно за счет рыночных механизмов. Усилия государства будут сосредоточены на улучшении условий ведения бизнеса, инвестициях в фундаментальные и прикладные исследования, расширении расходов на образование, дальнейшем развитии отрасли венчурного финансирования и инновационной инфраструктуры, вопросах охраны интеллектуальной собственности, а также на адресных мерах, призванных устранить ряд диспропорций в отрасли.
Важным условием для реализации данного сценария является создание благоприятной среды для ведения бизнеса и существенное повышение позиций России в соответствующих международных рейтингах. При условии стабильности национальной финансовой системы и роста доверия к ключевым государственным институтам, иностранные инвесторы пересмотрят свою оценку рисков, связанных с вложением средств в российскую ИТ-отрасль. Стоимость заемного финансирования значительно снизится, а российские и иностранные инвесторы будут готовы инвестировать новые проекты.
В этих условиях главной угрозой для ИТ-отрасли может стать острый дефицит квалифицированных кадров. Сценарий предполагает, что государство сфокусирует внимание на создании и развитии кадрового потенциала, повышении качества подготовки специалистов отрасли.
В рамках сценария «Особый путь» сохранится ограничение доступа к технологиям со стороны западных стран при относительно стабильной экономической ситуации на внутреннем рынке. Негативные внешние факторы могут быть в значительной мере скомпенсированы государственной поддержкой национальной ИТ-индустрии и реализацией эффективной стратегии импортозамещения, которая создаст благоприятные условия для появления новых отечественных продуктов, востребованных на некоторых внешних рынках. Это, прежде всего, рынки стран БРИКС, которые к 2025 году с высокой вероятностью превратятся в новый глобальный центр создания ИТ-продуктов с высокой добавленной стоимостью.
При этом, несмотря на напрашивающуюся аналогию с Китаем в плане наличия в обеих странах существенного по объемам внутреннего рынка и значительного государственного присутствия на ИТ- и смежных рынках, ситуация в российской ИТ-отрасли будет отличаться от «китайского пути» в силу ограниченного объема иностранных инвестиций, а также из-за разной структуры и уровня развития отрасли в России и Китае.
В рамках данного сценария эксперты ожидают коррекции цен на энергоресурсы в среднесрочной перспективе и стабилизации курса рубля. При этом государству необходимо будет изменить структуру расходной части бюджета, сократить низкоэффективные затраты и перераспределить высвободившиеся средства на инвестиционные цели. Можно ожидать второй волны информатизации госучреждений, что существенно поддержит российских системных интеграторов, а также производителей программного и аппаратного обеспечения.
Усилия государства по развитию внутреннего рынка и повышению привлекательности страны положительно скажутся на притоке иностранных специалистов. Российские компании начнут нанимать на работу специалистов из Индии и Китая или передавать выполнение некоторых задач на аутсорсинг.
Глобальная ИТ-индустрия к 2025 году станет двухполярной: крупнейшим американским и некоторым европейским ИТ-гигантам будут противостоять компании из Индии, Китая, Сингапура и России.
Реализацию наименее привлекательного сценария «Потерянное десятилетие» в значительной мере могут спровоцировать масштабные и долговременные ограничения доступа российских компаний на мировой рынок инноваций, «буквальная» интерпретация стратегии импортозамещения, сокращение частной инвестиционной инициативы, отток квалифицированных кадров из России, сокращение или недостаточная эффективность расходов на образование и ряд других негативных факторов.
В неблагоприятных экономических условиях велика вероятность сокращения расходов компаний на ИТ-оборудование и программное обеспечение, снижения количества M&A сделок, сворачивания инвестиций в НИОКР и ИТ-стартапы. В указанных условиях за государством закрепится роль крупнейшего заказчика и инвестора на ИТ-рынке. Таким образом, именно политика государства и его способность формировать спрос будет во многом определять состояние дел в индустрии.
Вадим Ильин, партнер EY (Центр по работе с быстрорастущими компаниями и венчурным капиталом), отметил: «Отрасль информационных технологий в России находится на перепутье. К 2025 году она может стать одним из основных локомотивов роста российской экономики. Инновационно-оптимистический сценарий развития предполагает, что, опираясь на большой внутренний рынок и имея высокий экспортный потенциал, ИТ-отрасль снижает зависимость российской экономики от нефтегазовых доходов, становится ключевым драйвером повышения производительности труда и, как следствие, роста ВВП на душу населения. Однако на этом пути отрасль и государство в целом подстерегает ряд неопределенностей и соблазнов. Для реализации инновационно-оптимистического сценария государству необходимо в первую очередь сконцентрировать усилия на создании благоприятной предпринимательской среды и поддержке образовательного потенциала, а также отказаться от излишних изоляционистских настроений в регулировании отрасли ИТ».
«Ценность проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты являются не „кабинетными“ выводами, а сформированы на основании мнений и оценок, выявленных в ходе углубленных экспертных интервью с профессиональными участниками российской отрасли информационных технологий, — отметил Роман Косячков, заместитель генерального директора — управляющий директор РВК. — Очевидно, что российская отрасль ИТ обладает значительным потенциалом инновационного развития и глобализации. Но для того, чтобы реализовать этот потенциал, требуются тщательно продуманные, выверенные и согласованные действия, выработанные в рамках конструктивного диалога между государством и участниками индустрии. Значительную роль в этом процессе, без сомнения, могут и должны сыграть институты. Не случайно в качестве одного из ключевых технологических приоритетов РВК рассматривает содействие взаимному проникновению достижений современных информационных технологий и технологий традиционных секторов экономики, обеспечению прочной связи и синергии „виртуального“ (цифрового) и „реального“ (физического) мира».
Результаты исследования могут рассматриваться участниками рынка и государством в качестве одного из инструментов моделирования и формирования необходимых условий для обеспечения динамичного инновационного развития отрасли в течение ближайшего десятилетия и снижения вероятности реализации менее привлекательных сценариев.