Оптимизация охватила бизнес. Работа с персоналом строится по следующему сценарию: штат ужимаем, задачи распределяем. Интенсивный путь требует упрощения процедур и операций, а также скорости принятия решений. Именно эти задачи решает внедрение мобильных сервисов. Но готов ли бизнес сейчас вкладываться в подобные «корпоративные игрушки»? Какие факторы влияют на будущее мобильных технологий?

Стратегия

Согласно данным исследования Enterprise Mobility Exchange Network, главной целью мобилизации персонала становится повышение производительности труда. Эту причину называют 35% представителей опрошенных компаний. Вторым по значимости фактором (29%) является оптимизация операций. И на третьем месте (21,3%) — повышение качества обслуживания клиентов.

Эксперты уверены, что будущее у мобилизации персонала есть только в тех организациях, которые чётко оцифровывают её результаты. «Сегодня очевидно, что компании сделали выбор в пользу эффективности. Задача номер один, — оптимизировать штат и собрать команду, готовую продвигать бизнес. Задача номер два — обеспечить их такими ресурсами, которые дадут наилучший результат, — рассказывает Александр Шахов, руководитель департамента IT/Telecom и Media кадрового агентства „Юнити“. — Безусловно, в некоторых сферах этим ресурсом могут стать мобильные бизнес-технологии, однако для этого они должны служить повышению операционной эффективности либо эффективности управления бизнесом».

Кризис

Тем не менее первой реакцией рынка на экономическую ситуацию стала заморозка. Стагнация не снизила потребности компаний, однако уменьшила готовность их финансировать. «Сегодня сложно давать долгосрочные прогнозы — многое зависит от экономики. Если спад продолжится, то он неизбежно затронет спрос на решения для корпоративного сегмента», — отмечает Игорь Есипович, руководитель департамента мобильной разработки Artezio (ГК ЛАНИТ). Он считает, что сейчас рост и развитие мобильных приложений сдерживает не техническая составляющая, а низкая готовность систем к интеграции и недостаток финансирования.

Но пока явных признаков стагнации не наблюдается. «Нынешний кризис идёт по своему сценарию, компании реагируют более обдуманно, в частности не допускают массовых сокращений, как 2008 году, — считает Александр Шахов. — Есть, безусловно, сферы, где спрос на кадры сократился на 35-45%, среди них, например, туристическая, автомобильный бизнес, банки. Но число вакансий от ИТ-компаний за год снизилось не так значительно. Работодатели продолжают подбирать персонал — новые проекты есть. А это значит, что бизнес готов вкладываться в те решения, которые позволят ему усилить свои позиции. И кризис тут может играть даже катализирующую функцию».

Политика

Антон Петров, эксперт группы компании САПРАH, специализирующейся на внедрении ИТ-решений для бизнеса на различных платформах, связывает снижение динамики рынка с текущей геополитической обстановкой. «Госкомпании и компании с государственным участием очень осторожно относятся к мобильному, пусть даже защищённому, доступу к внутренней информации. Всё чаще звучат вопросы об импортозамещении на всех уровнях, начиная от самих мобильных устройств, операционных систем и т. д. Следуя тренду импортозамещения, наша компания тоже встала на путь создания собственной мобильной платформы, поддерживающей все требования защиты данных и трафика в соответствии с требованиями российского законодательства», — поясняет он.

В ноябре 2014 года Минкомсвязи обнародовало тезисы закона об импортозамещении в ИТ: создание реестра российских ИТ-продуктов, где исключительное право на ПО должно принадлежать только российскому резиденту, суммарная доля участия такого субъекта должна составлять более 50%, а общая сумма лицензионных отчислений в пользу иностранных организаций не превышать 30% от общей суммы выручки.

Но, по словам Антона Петрова, быстрого прорыва в данном вопросе ждать не приходится. Поэтому рынок продолжает развиваться активно только в B2C-секторе. В сегменте корпоративных приложений ситуация не столь позитивная, хотя ещё в начале и середине 2014 года он показывал неплохую динамику.

Не все согласны с подобными выводами. Так, Илья Асриян, менеджер по работе с B2B-партнерами Samsung Electronics Russia and CIS, считает, что рынок более чутко реагирует на ценовые изменения, чем на политическую конъюнктуру. «Мне не известно ни об одном проекте, где планировалась закупка оборудования Samsung, но потом решение было изменено в пользу отечественного производителя, — заявляет он. — Да, заказчики ведут себя осторожно, как и в случае любой дестабилизации, но не более того. Государственные и публичные компании продолжают внедрять мобильные технологии. Некоторые перенесли запуск проекта, но это скорее связано с финансовыми рисками».

Тем не менее эксперт соглашается: то, как ситуация будет развиваться дальше, сильно зависит от множества условий, в числе которых как санкции, так и курсы валют, инициативы власти и другие сложнопрогнозируемые факторы.

Разработки

Конечно, при ужесточении санкций рынок предложений будет меняться, и его перспективы во многом будут зависеть от возможностей отечественных разработчиков. Как замечают эксперты, уже сейчас доля отечественного ПО высока и будет расти дальше. Многие российские ИТ-компании готовы предложить вполне конкурентоспособные решения. Среди них, например, системы безопасности и специализированные комплексные разработки. Есть компании, готовые внедрять BI (Business Intelligence) с доступом с мобильных устройств, интегрироваться с отечественными и иностранными ERP (Enterprise Resource Planning) и CRM (Customer Relationship Management) платформами. При этом ситуация с программным обеспечением лучше, чем с мобильными устройствами, и это характерно для российского ИТ-рынка.

Подтверждает это Игорь Есипович: «Российские разработки для корпоративных заказчиков есть. Это решения в сфере документооборота, мобильные клиенты порталов и многочисленные клиентские приложения для корпоративных решений. Важно знать, что сами эти решения (их серверная часть) могут быть полностью зарубежного производства или подготовлены с использованием зарубежных технологий, это очевидный факт». Аналогичная ситуация, по его словам, и с альтернативным ПО для мобильных устройств. Таких программных продуктов много, причём в некоторых категориях они весьма популярны и конкурентоспособны. Если же речь об альтернативных прошивках (firmware) для мобильных устройств или отечественных ОС, то это, как правило, только адаптированные версии решений ведущих мировых поставщиков, например прошивки на базе Android.

И в отечественном, и в импортном исполнении перспективы у мобильных сервисов большие. Сами специалисты голосуют за развитие направления, активно переходя в данную сферу разработок. «На каждую вакансию приходится по два-три соискателя, но обусловлено это не маленьким числом вакансий, а именно интересом кандидатов, — рассказывает Александр Шахов. — Среди них много желающих перейти в мобильную разработку из других направлений. Но работодатели акцентируют внимание на наличии опыта, причём кандидатам со стажем два-четыре года предлагают хорошие зарплаты — от 80 до 130 тыс. руб. (предложения топовых компаний могут быть и выше)».

Однако, по словам эксперта Юнити, качественных кандидатов на рынке немного. Гораздо больше начинающих, но и им готовы предложить 50-60 тыс. руб., а опыт 1-2 года поднимает планку вознаграждения до 60-80 тыс. руб. Такой разброс зарплат говорит о востребованности специалистов, поскольку в неперспективных направлениях, как, например, сфере разработки на Perl или Delphi, предложения для кандидатов значительно скромнее.

Интеграция с BYOD

Перспективы мобильных сервисов во многом зависят от стоимости внедрения. Один из путей её снижения — возможность сэкономить на гаджетах. Илья Асриян замечает, что концепция BYOD не новая и уже проявила себя. Плюсы её ясны: компания не тратит деньги, а сотрудники выбирают мобильные устройства на свой вкус и доход, при этом могут выполнять определённые рабочие операции с мобильного устройства. По его словам, BYOD подходит компаниям, которые не предъявляют очень высоких требований ни к функциональности, ни к безопасности рабочего места. Получить почту, зайти в web-интерфейс корпоративной системы, скачать необходимый документ или презентацию — подобные операции не требуют стандартизации корпоративных мобильных устройств.

«BYOD обойдётся своему владельцу ровно в ту цену, которую он готов платить за информационную безопасность и управление мобильными устройствами сотрудников, — поясняет Илья Асриян. — Затраты на MDM (Mobile Device Management), VPN (Virtual Private Networ), криптоконтейнеры, антивирусы и прочие инструменты дополняются трудозатратами ИТ-персонала. И они будут увеличиваться с ростом количества моделей смартфонов и планшетов, которые используют сотрудники. Поэтому многие компании закупают мобильные устройства централизованно. Или рекомендуют сотрудникам приобретать определённые модели гаджетов — такой подход называют CYOD (Choose Your Own Device)».

По оценкам Gartner, около 90% компаний планируют поддерживать бизнес-приложения на устройствах, принадлежащих конечным пользователям, поскольку это позволит сократить расходы на оборудование на 40%. Однако, по данным той же исследовательской компании, более 75% мобильных приложений не удовлетворяют базовым требованиям корпоративной безопасности.

Тем не менее многие эксперты уверены, что единственный плюс мобилизации — быстрый доступ к информации — перевешивает все возможные минусы. Ведь от скорости и сроков принятия решения часто зависит, состоится ли сделка или заказ. А в нынешних условиях стоимость ошибки вырастает в разы.

В целом долгосрочная перспектива для всего сегмента мобильных В2В-сервисов весьма привлекательна, поскольку они могут существенно повысить производительность труда, оптимизировать текущие и создать новые бизнес-процессы. Делая свой прогноз, Антон Петров замечает, что всё больше специализированных приложений, в частности для бизнеса, будет создаваться или стимулироваться к созданию за счёт глобальных интернет-игроков и ИТ-гигантов, таких как Google, Applе, Microsoft, SAP и др., и отечественных — Yandex, Mail.ru. Развитие Центров обработки данных и использование технологий Big Data позволит всё больше предоставлять мобильные облачные сервисы. Технологии разработки мобильных приложений, по словам эксперта, будут двигаться как по пути создания нативных разработок, так и по пути существенного увеличения сегмента кроссплатформенных приложений.

Автор статьи — руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства «Юнити».