В любой конфликтной ситуации противоборствующим сторонам очень важно найти общий язык. Для чего прежде всего необходимо научиться называть одни и те же вещи одинаковыми именами. Уже довольно давно ведутся разговоры о том, что вузы (да и ссузы тоже) готовят не тех ИТ-специалистов, которые нужны ИТ-компаниям и ИТ-отделам «неайтишных» предприятий и организаций.
Теперь смотрите: отечественные вузы мыслят категориями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), среди которых есть примерно полтора десятка тех, что имеют отношение к ИТ. Работодатели оперируют строками своих штатных расписаний, в которых названия должностей, как правило, не имеют ничего общего с названиями образовательных программ, которые вузы разрабатывают в целях соответствия тем или иным ФГОСам. Оригинальные системы классификации специалистов имеют кадровые агентства. При этом у каждого кадрового агентства она своя (исходящая из своего опыта работы на рынке и своей специализации). А ещё есть курсы повышения квалификации, на которых изучаются дисциплины с актуальными и порой весьма диковинными названиями.
Унифицировать требования к отечественным ИТ-специалистам (если не ко всем, то хотя бы к тем, на которых есть массовый спрос) и помочь вузам и работодателям найти общий язык призваны профессиональные стандарты в области ИТ, разработка которых ведется под эгидой АПКИТ, а также некоторых других организаций. Разработанные профстандарты вступают в силу после утверждения их приказом Минтруда.
Предполагается, что вузы при составлении обучающих программ, соответствующих «айтишным» ФГОСам, станут учитывать содержимое тех или иных официальных профстандартов. За тем, насколько хорошо технические вузы «прислушиваются» к профстандартам в области ИТ, будут следить (а сейчас кое-где уже следят) независимые профессионально-общественные структуры, формированием которых в настоящее время, среди прочего, занят Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий, созданный осенью прошлого года по решению заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Разумеется, такого рода профессионально-общественная аккредитация (ПОА) — дело добровольное. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, связанную с подготовкой специалистов в области ИТ вправе сама решать, нужна ей ПОА или нет. Впрочем, методика проведения ПОА (здесь много подводных «камней» и это тема отдельного разговора) ещё находится в стадии разработки.
В любом деле важно не «изобретать велосипед», а принимать во внимание то, что уже сделано другими. На февральском заседании комитета АПКИТ по образованию Михаил Круглов (профессор кафедры ИБС ИИБС НИТУ МИСиС, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, доцент РАНХ и ГС при Президенте РФ) и Марина Нежурина (директор Института информационных бизнес систем НИТУ МИСиС, зав. кафедрой системной и программной инженерии) изложили европейский опыт подготовки и аттестации ИТ-специалистов. Они отметили, что в странах ЕС в настоящее время всех ИТ-специалистов делят на шесть основных семейств: «Управление бизнесом», «Управление технологиями», «Проектирование», «Разработка», «Сервис и обслуживание», «Поддержка». А в каждом из этих семейств выделяют от трех до пяти категорий, которые в сумме представляют собой 23 европейских ИКТ-профиля. Эта простая и понятная классификация (на её разработку, по некоторым сведениям, были потрачены десятки миллионов евро), существенно облегчает жизнь не только работодателей, но и работоискателей. По той причине, что в соответствующих спецификациях четко прописано, какими компетенциями должен обладать специалист, претендующий на то или иное рабочее место.
Ответ на вопрос о том, надо ли отечественным образовательным учреждениям, «кующим» или «перековывающим» ИТ-специалистов (в том числе за счет государства), придерживаться (при составлении обучающих программ) европейской классификации этих специалистов, не так прост, как кажется. Ведь эти учреждения призваны готовить специалистов для нашей страны, а не для работы в странах Евросоюза. Авторы доклада утверждают: «Современный глобальный мир создает единый рынок труда и нуждается в унифицированных требованиях к компетенциям специалистов. Без этого невозможна работа как транснациональных компаний, так и мобильность специалистов».
Они также напоминают о существовании Европейских рамочных требований к компетенциям специалистов в сфере ИТ (ныне действующая версия этих требования называется European e-Competence Framework 3.0). Данные требования определяют 32 базовые компетенции, которыми может обладать ИТ-специалист. При этом для каждой компетенции предусмотрены пять уровней владения ею. А для каждого уровня определен набор знаний и навыков, которыми должен обладать ИТ-специалист. Предусматривается сертификация специалиста по определенным уровням. В России система базовых компетенций ИТ-специалистов (она является своего рода альтернативой профстандартам в области ИТ) пока официально не признана.