Трафик обмена электронными документами между компаниями в России неуклонно растет, как растет и рынок таких услуг. Однако новости о том, что различные операторы обмена электронными документами (ЭДО) подписывают между собой соглашения о роуминге, стали появляться только в последнее время. Но это не означает, что подобная работа не велась ранее. Насколько обширен сегодня опыт работы с роумингом и какие встречаются проблемы — попробуем разобраться.
Все-таки для начала следует определиться, кто сдвинул процесс с мертвой точки. Потребность в роуминге обычно возникает у средних и крупных компаний, у которых много контрагентов. Ситуация, когда разные контрагенты подключены к разным операторам, у них встречается часто. Крупные же компании чаще являются и инициаторами начала обмена электронными документами. Малые компании относительно редко спрашивают про роуминг, на данный момент их интерес по ЭДО в целом диктуется не внутренней потребностью, а крупными партнерами, которые и предлагают конкретных операторов для работы. Естественно, что для них рано или поздно этот вопрос приобретет актуальность, особенно для тех, кто работает сразу с несколькими крупными партнерами по бизнесу.
Если говорить по отраслям, то сложно выделить какую-то одну. Роуминг нужен всем. Чаще всего запросы по роумингу появляются в тех отраслях, где электронный документооборот уже распространен — ритейл, сбытовые компании, крупное производство, телеком и так далее. Их традиционно можно отнести к пионерам в автоматизации, они же и раньше других приходят к операторам с требованиями о запуске полноценного роуминга.
Абонентам, естественно, не хочется работать с несколькими поставщиками услуг ЭДО, проще договориться с одним и работать спокойно. Особенно, если они работают с корпоративной системой, для которой приходится каждый раз настраивать или разрабатывать интеграцию. Множество интеграционных решений усложняет ИТ-инфраструктуру и в целом систему, плюс такие работы могут «съедать» отдельный бюджет.
Готовы ли операторы
Операторы на словах к роумингу были готовы уже давно. На уровне конференций и встреч с прессой каждый говорил: «У нас все есть, нет только просьб со стороны абонентов». А на уровне клиентов и конкретных продаж эти же операторы могли говорить совершенно обратное. Доходило до смешного: когда на отраслевой конференции прошлой осенью представители операторов выступили с заявлением, что для роуминга все готово, только нет абонентов, чтобы инициировать процесс, аудитория возмутилась: «Погодите, вот же мы! Мы хотим роуминга и давно у вас его просим!». Ситуация была весьма показательная.
Некоторые операторы уже давно хотели начать работать по роумингу, активно продавливали это желание среди более крупных и более инертных коллег. Но стоит признать, что затягивание решения проблемы с роумингом со стороны операторов — объективно было. И связано оно было исключительно с конкурентной борьбой, а не с какими-то там техническими и организационными сложностями. Конкурировали на уровне баз клиентов.
Сегодня же сложилась такая ситуация, когда тянуть больше некуда, отговорки абонентами не принимаются. Плюс пришло понимание, что надо конкурировать на уровне качества сервиса, а не оттягивать на себя охват. Надо вместе развивать рынок, развивать технологии обмена документами, снимать страхи и недоверие, которые до сих пор сохраняются в избытке. Именно это сделает рынок действительно массовым, а значит, зрелым, а инвестиции в него — окупаемыми.
Потому многие операторы перешли от слов к делу: мы видим, что число соглашений о роуминге растет, новостей об этом выходит все больше. Например, «СКБ Контур» радует своих абонентов новостями о все новых подписанных соглашениях о роуминге. И мы тоже завершаем работу по тестированию и подписанию соглашений с основными операторами, о чем все чаще сообщаем нашим партнерам и абонентам. Процесс идет по нарастающей, это радует.
А сложен ли процесс?
Сейчас по сути все начинается с вопроса: «Есть ли у вас роуминг с таким-то оператором? Мои контрагенты работают с ним». Дальше развитие ситуации уже зависит от того, в каком состоянии находится роуминг с данным сервисом. Даже если продуктивный роуминг уже есть (был настроен и протестирован ранее), абонент не может просто так увидеть своего контрагента в списке контактов. Необходимо, чтобы ваши операторы создали на своей стороне соответствующих абонентов. Это происходит довольно быстро.
Почему нет возможности сразу отправить, если роуминг уже есть? По понятным причинам операторы не открывают друг другу полные базы своих абонентов. Потому приходится создавать каждого абонента в роуминге «ручками». Конечно, существуют идеи по созданию некоторых сервисов обмена реквизитами, суть которых в том, что каждый оператор через свой API делает метод, позволяющий реализовать авторизацию контрагентов между собой. Но пока эти идеи довольно далеки от практического воплощения.
Если роуминга нет, то придется настроить его с чистого листа. Ваш оператор связывается с оператором вашего контрагента, назначается тестирование и т. п. Скорость процесса полностью зависит от того, как сработают операторы, как быстро протестируют обмен, выровняют SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне сервиса), согласуют порядок подключения и подпишут соглашение о роуминге. Потому абонентам будет полезно периодически «подпинывать» обоих операторов.
Наша практика показывает, что протестировать роуминг можно очень быстро, соглашение также можно подписать достаточно оперативно. Скорость процесса напрямую зависит от желания операторов и выделенных им ресурсов.
Внутренние проблемы настройки роуминга
Определенные проблемы могут появиться в процессе тестирования. Несмотря на то, что технология роуминга стандартная, операторы могут трактовать ее по-разному, соответственно, бывает разная реализация. В этом случае может потребоваться доработка с одной или с другой стороны.
Нюансы могут крыться и в разной функциональности сервисов. Например, у одного есть возможность аннулировать документ, у другого нет. Кто-то отправляет неформализованные документы, а кто-то нет. Как это будет работать в роуминге — не сразу понятно. Скорее всего, операторам как-то придется выравнивать возможности, в результате чего рынок придет к некому общему стандарту функциональности — будут некие общие базовые возможности у всех операторов. Разумеется, индивидуальные фишки сохранятся.
На этапе согласования SLA может задержаться процесс в части обсуждения финансовой ответственности операторов и стоимости. Надо понимать, когда мы говорим про SLA в роуминге — мы имеем в виду именно соглашение между операторами. Здесь прописывается ответственность за неисполнение обязательств в рамках роуминга. У операторов может быть разное понимание этого вопроса.
Разногласия могут быть по числовым параметрам поддержки, например, в какое время должна быть реакция, в какое время работает техподдержка, как организована доступность сервиса. Эти разногласия обычно не тормозят процесс, операторы, как правило, идут друг другу навстречу.
Тяжелее договариваться о стоимости. Каждый хочет заработать денег. Надо понимать, что стоимость трафика между операторами может отличаться от тарифов для абонентов. Внутренние механизмы могут отличаться: какой-то сервис тарифицирует пакеты документов, а другой — каждый документ по отдельности. Понятно, что в роуминге придется идти на компромисс.
И финансовая нагрузка в идеале не должна ложиться на плечи абонентов с обоих сторон. Вы отправляете документ контрагенту через роуминг по своему тарифу, а ваш контрагент получает его бесплатно, как и любой другой входящий трафик. Расходы на этот процесс чаще всего берет на себя сам оператор. Вот и придется решать, как эти расходы будут структурированы, как будет формироваться стоимость и т. п.
Мой личный опыт
В настоящий момент мы работаем над роумингом с пятью разными операторами: «Калуга-Астрал», «Такском», «Диадок», «Тензор» и «Корус-Консалтинг». С кем-то уже мы объявили официальный запуск («Калуга-Астрал»), с кем-то роуминг находится на других стадиях. Причем с некоторыми операторами мы работаем с июня 2014 года и до сих пор не готовы объявить о роуминге, а с некоторыми уложились в считанные недели.
Почему так происходит — вопрос интересный. Со своей стороны, мы делаем все возможное для того, чтобы прийти к результатам. Но вот факты затягивания до сих пор встречаются, их природа скорее политическая, чем объективная. Контакты просто теряются, вопросы остаются без ответа. Страдают в итоге контрагенты и рынок в целом: мы не можем предсказать, пойдет ли навстречу другой оператор, не поставит ли под угрозу проект.
Есть интересный нюанс: соглашение о роуминге некоторые операторы готовы подписывать в электронном виде, а некоторые нет. Это не проблема, конечно, а своеобразная особенность. Удивительно, что при активном продвижении технологии электронного обмена юристы операторов иногда не готовы доверять электронным документам. Может быть, дело в процессах или конкретных юристах. Но факт остается фактом.
А что потом?
Я ожидаю появления все больших примеров реализации, следовательно, и операторы будут больше уметь и знать, что такое роуминг. Должны развиваться сами технологии подключения к роумингу, в том числе и для того, чтобы процесс настройки был быстрым и эффективным.
Разумеется, к концу года основные игроки рынка ЭДО уже полностью отчитаются о роуминге друг с другом. Будут совершенствоваться внутренние процессы, взаимодействие на уровне «оператор-оператор». Словом, все будет идти к тому, что в следующем году вопрос о роуминге будет решаться стандартно и очень быстро.
Автор статьи — руководитель группы аналитики и внедрения Synerdocs.