В начале нынешнего года IBM создала новое облачное подразделение, чтобы сконцентрировать свои усилия по развитию облачного бизнеса и передать общую облачную стратегию корпорации в одни руки, поскольку Голубой Гигант намерен составить конкуренцию более успешным в этой сфере компаниям, таким как Amazon Web Services (AWS) и Microsoft.
Претензии IBM основаны на ее опыте работы с предприятиями. Корпорация надеется использовать данный опыт для завоевания ведущих позиций в облаках. Однако, ее конкуренты и некоторые обозреватели утверждают, что IBM предстоит пройти долгий путь, прежде чем она сможет претендовать на роль лидера или одного из лидеров в облаках.
В недавнем отчете Forrester аналитик Джон Раймер вопрошал: «Стала ли IBM облачным лидером?» Его вывод гласил, что IBM является «сильным претендентом», но еще не лидером. Раймер добавил, что по его мнению, IBM необходимо больше времени для вхождения в число облачных лидеров, таких как AWS, Microsoft и Salesforce.com.
Между тем, сотрудники IBM утверждают, что их корпорация заслуживает звания лидера, и им надоело, что их изображают облачным Родни Денджерфилдом.
Например, в нескольких публичных выступлениях на протяжении прошлого года Скотт Гатри, исполнительный вице-президент группы Microsoft Cloud and Enterprise, говорил, что Microsoft больше всего беспокоит конкуренция в облачных вычислениях со стороны AWS и Google. Ни слова об IBM.
«В конечном счете, мы считаем, в мире будет три крупных провайдера гипермасштабируемых облаков, способных обеспечить наибольшую масштабируемость. В сущности, это Microsoft, Amazon и Google, — заявил Гатри, выступая в июле прошлого года на конференции Microsoft’s Worldwide Partner Conference 2014 в Вашингтоне. — Наш план заключается в том, чтобы выделиться на фоне двух других качеством предоставляемой нами предприятиям поддержки, а также уникальными гибридными возможностями, которые позволяют вам предоставлять клиентам интегрированные решения. А с помощью Azure мы стремимся предоставлять лучший из имеющихся корпоративных облачных сервисов».
Раймер, в свою очередь, отмечает инновационность и агрессивность IBM по отношению к облакам, поскольку она выпускает новые сервисы и наращивает свои ЦОДы SoftLayer. Однако он считает, что с этими инновациями может быть сопряжен риск. Некоторые новые сервисы, такие как Bluemix, могут оказаться нестабильными, особенно при больших масштабах. Раймер указывает также, что предприятиям необходимо обратить внимание на потенциальные сложности интеграции и другие возможные риски.
«У IBM надежная стратегия, основанная на реалистичной оценке способности облаков и связанных с ними технологий помочь крупным предприятиям добиться успеха, — пишет Раймер в отчете. — Кроме того, IBM предоставляет значительные ресурсы тем клиентам, которым необходима помощь при переходе к цифровым технологиям или облакам. Но тщательно ознакомьтесь с особенностями продукта, чтобы не строить предположений, о которых, возможно, придется пожалеть, относительно стабильности и масштабируемости платформы, зрелости сервисов, устойчивости и переносимости приложений, написанных под API-интерфейсы IBM».
Раймер признал, что у IBM надежная облачная стратегия, и отметил, что на состоявшейся в феврале конференции IBM InterConnect 2015 дебютировали новое облачное устройство, новые технологии и сервисы вроде Bluemix Local. Однако он все еще ждет, что IBM представит ведущую облачную платформу для предприятий.
Тем временем, Чарльз Кинг, президент и главный аналитик фирмы Pund-IT, заявил, что выход IBM на уровень облаков следует рассматривать отдельно, не сопоставляя ее по какому-то одному критерию с компаниями, избравшими значительно отличающиеся пути в облака. Например, AWS использовала для облачных сервисов имеющуюся у нее ИТ-инфраструктуру, Microsoft построила Azure с нуля в качестве облачной и хостовой инфраструктуры, а бизнес Salesforce всегда базировался на предоставлении хостовых сервисов, сказал он.
Кинг считает, что в отличие от названных корпораций IBM перед покупкой SoftLayer в 2013 г. имела значительное число ЦОДов для хостинга сервисов для своих корпоративных клиентов. Это означает, что корпорация сумела получить определенный синергетический эффект с помощью SoftLayer, у которой тоже было много крупных бизнес-клиентов. После того, как сделка была закрыта, подразделение IBM Cloud в значительной мере сосредоточилось на сервисах и функциях корпоративного класса, хотя и не ограничилось ими, добавляет он.
«IBM уступает Amazon и Microsoft по количеству клиентов. В некоторых из виденных мною отчетов ее доля рынка оценивается примерно в 9% по сравнению с 25% у Amazon и 15% у Microsoft, — сказал Кинг. — Но то, как корпорация развивает IBM Cloud, тоже существенно отличает ее от главных соперников».
«Amazon стремится расширить свою долю рынка, заявляя, что теперь ее сервисы готовы к использованию предприятиями, — продолжил он. — Иными словами, она пытается вторгнуться в весьма желанную сферу, где IBM уже имеет прочные позиции. Microsoft предлагает многочисленные сервисы на базе Azure, но главным образом использует Azure в качестве платформы для поддержки веб-версий своих платформ и решений SharePoint, Exchange и Office».
Более того, IBM нацеливается на другие, отличные от названных сектора, такие как масштабирование своей PaaS-платформы Bluemix для приведения ее в соответствие со сложными требованиями корпоративных разработчиков, расширение своей сети ЦОДов для поддержки клиентов по всему миру, разработка новых специализированных отраслевых решений и сервисов и сотрудничество с растущим числом партнеров, таких как Twitter и The Weather Company, с целью разработки аналитических сервисов, которые можно предоставлять компаниям через IBM Cloud, сказал Кинг.
«Так что с точки зрения доли рынка, безусловно, можно сказать, что IBM уступает таким корпорациям как Amazon и Microsoft, — пояснил Кинг. — Но в противовес этому могу сказать, что глубокое понимание своих корпоративных клиентов делает ее нынешние позиции весьма прочными и потому позволяет ей сосредоточить усилия на тех направлениях, в которых, как она считает, будут развиваться облака. Я полагаю, что подлинного лидера отличает именно такая ориентация на будущее, а не нечто столь преходящее и подверженное изменениям как доля рынка».
Альянс IBM с The Weather Company стал ее важнейшим достижением — таким, которое Голубому Гиганту необходимо будет повторить, чтобы стать признанным облачным лидером. Недавно IBM и The Weather Company объявили о глобальном стратегическом альянсе с целью интеграции в реальном времени данных о погоде в бизнес для повышения эффективности текущих операций предприятий и совершенствования принимаемых ими решений. В рамках такого партнерства The Weather Company перенесет свою мощную платформу для предоставления сведений о погоде в облако IBM Cloud и интегрирует свои данные с аналитическими и облачными сервисами IBM. Коротко говоря, этот шаг продиктован тем, что IBM способна помочь метеорологической компании более эффективно продавать свои данные (и продавать их больше) в виде сервиса.
Правда, The Weather Company быстро отметила, что хотя она сотрудничает с IBM и переносит некоторые свои сервисы в IBM Cloud, она не занимается миграцией всех своих сервисов с AWS, которая до сих пор осуществляла хостинг приложений метеорологической компании.
«Сведения о полной миграции с AWS были неточны, — заявил исполнительный вице-президент и руководитель ИТ-подразделения The Weather Company Брайсон Келер 31 марта, когда стали появляться сообщения о сделке его компании с IBM. — Я и The Weather Company продолжаем верить в многооблачную архитектуру, которая позволяет нам управлять нагрузками, распределенными между несколькими облачными провайдерами. Наши сегодняшние объявления о партнерстве дополняют наше долгосрочное и прочное партнерство с AWS».
Тем не менее, The Weather Company является крупным завоеванием для IBM и говорит о том, что за ней последуют другие, поскольку это показывает силу позиций IBM в области аналитики и Интернета вещей (IoT) как ключевых компонентов, привлекающих компании в IBM. AWS не может предоставить такого же рода сервисы для аналитики и IoT как IBM. Нет у нее ни такой же армии экспертов, ни того же уровня инвестиций в этих областях.
Только что IBM объявила, что новое бизнес-подразделение, которое будет заниматься IoT, в течение четырех лет инвестирует в это направление 3 млрд. долл. Для поддержки этой новой инициативы в области IoT корпорация воспользуется услугами 2000 консультантов, исследователей и разработчиков. Кроме того, IBM обладает солидным портфелем аналитических решений, насчитывает почти 9000 консультантов в области бизнес-аналитики и 400 исследователей по всему миру.
IBM, используя свои сильные стороны, продолжит добиваться новых успехов в облаках. Будет ли этого достаточно, чтобы достичь, в конечном итоге, лидирующего положения? Возможно. Как сказал Кинг, это зависит от того, как посмотреть.
«Лидер рынка определяется одним из двух способов — по рыночной доле или техническому превосходству, — говорит учредитель и главный аналитик фирмы Enderle Group Роб Эндерле, который давно следит за IBM. — Будучи столь крупной компанией и имея SoftLayer, IBM могла бы, в конечном счете, тратить больше, чем AWS, и стать лидером по доле рынка. Если поместить в облако компьютер Watson и найти способ упростить его обучение, это могло бы принести ей техническое лидерство в интеллектуальном анализе естественного языка. А расширение сотрудничества с Apple с целью выпуска версии персонального помощника Siri, использующего возможности Watson, обеспечило бы IBM лидерство в обоих отношениях».