Импортозамещение в ИТ — это огромный лайнер, который разворачивается на 180 градусов и делает это очень медленно. Когда нужно было развивать собственные информационные технологии, мы, не задумываясь, тратили колоссальные бюджеты на закупку иностранных решений, не учитывая важных аспектов национальной безопасности. Ускорить разворот лайнера может только развитие законодательства по поддержке отечественных ИТ-производителей, на плоды которого можно надеяться в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Активные слухи относительно новых законодательных инициатив в части преференций российским разработчикам программного обеспечения на ИТ-рынке появились больше года назад. Во многом этому способствовали заявления руководства страны, а именно выступление президента России на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 г. о необходимости создания программы импортозамещения и снижения зависимости от западных производителей, в том числе в области информационных технологий. В дальнейшем обозначился более четкий фокус на развитие отечественного программного обеспечения.
Но дальше заявлений экспертов и представителей профильных ведомств инициативы не продвинулись и не стали конкретными законодательно оформленными предложениями. Складывалось впечатление активной работы по вопросам импортозамещения иностранного ПО, но первый проект нормативно-правового акта мы увидели только в феврале 2015 г., то есть почти год спустя. Правовую инициативу в этой области логично взяло на себя Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В конце февраля для публичного обсуждения был опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники». По сути, данный документ ограничивает участие программного обеспечения иностранного происхождения в государственных и муниципальных закупках. То есть иностранный софт можно приобрести, только если нет российских аналогов, причем для этого необходимо представить весомое обоснование. Согласно проекту, чтобы называть себя производителем отечественного ПО, необходимо соответствовать ряду критериев, наиболее значимый из которых — это владение акциями или участие в капитале компании-правообладателя ПО российских лиц более чем на 50%. Продукты, соответствующие обозначенным критериям, предлагается включать в реестр отечественного программного обеспечения, создаваемый в целях прозрачного выбора государственными и муниципальными заказчиками необходимого решения для закупки.
Помимо этого, документ устанавливает два типа перечней с классификацией программного обеспечения и услуг (например, техподдержка), в отношении которых вводятся ограничения на закупки продуктов иностранного происхождения. Данные списки мне кажутся странными, так как классификация является достаточно неопределенной, неполной и смешанной. В одном ряду есть классы и по назначению ПО и по типу поставки, например «Обеспечение программное для администрирования баз данных на электронном носителе» и «Обеспечение программное прикладное для загрузки». При этом есть условная категория «Прочие», куда можно отнести все, что не подходит под другие классы.
В рамках публичных слушаний проекта Постановления, организованных в марте временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества, Минэкономразвития критически высказалось и отправило документ на доработку. И это неудивительно, на моей памяти нет ни одного законопроекта, который бы прошел согласования соответствующих ведомств с первого раза. При этом критика Минэкономразвития в части коррупционной емкости законопроектов стала уже стандартной. Позже, уже 1 апреля, Минкомсвязи выпустило Приказ, важные моменты которого, на мой взгляд, — задача по доработке проекта Постановления (срок доработки — 15 мая текущего года) и план импортозамещения. Сам план имеет декларативный характер с непрозрачными цифрами доли импорта, но классификация программного обеспечения по назначению выглядит уже более внятно. Кроме классических общесистемных типов ПО и СУБД появились направления бизнес-приложений, информационной безопасности, интернет-сервисов, средства виртуализации, отраслевые решения. Осталось сформировать рабочие группы по каждому из таких классов и начать активную деятельность, что, видимо, и будет сделано в рамках соответствующих задач, обозначенных в приказе.
Чтобы поддержать органы исполнительной власти в их непростой законотворческой работе по импортозамещению ПО, к процессу подключились и депутаты. В начале апреля группой депутатов Комитета Государственной думы по информационной политике был представлен законопроект, в соответствии с которым предлагается внести изменения в ряд федеральных законов. В частности, изменения должны коснуться федерального закона от 27 июля 2006 г. №
В законодательном процессе в области импортозамещения программного обеспечения еще многое предстоит сделать, в том числе и экспертной группе ИТ-отрасли, но вектор задан правильный. Нельзя полностью лишать западных производителей возможности поставок в Россию. К попыткам вытеснить западных коллег с российского рынка через аспект санкций в отношении Крыма я скорее отношусь негативно, к счастью, они пока не нашли отражения в готовящихся проектах нормативных правовых актов. Нужно честно себе признаться, что конкуренция с иностранными продуктами позволяет нам активно развивать собственные. Важно знакомиться с передовыми технологиями и опытом их применения в отечественной действительности, чтобы эффективно использовать в своих разработках. Если бы в свое время были введены абсолютные ограничения на ввоз автомобилей иностранного производства, мы бы до сих пор ездили на жигулях классической модели.
Автор статьи — директор по развитию компании «Аванпост».