В марте 2015 года вышла первая полноценная инструкция по настройке и обслуживанию телекоммуникационной платформы Elastix на русском языке. Книга рассчитана на инженеров, которые самостоятельно будут настраивать офисную программную АТС и на тех, кому необходимо понимать механизм работы платформы для продуктивного общения с подрядчиками. Автор книги, Владислав Юров, IT-менеджер с профессиональным стажем более 20 лет, расскажет о преимуществах программных АТС, об особенностях и возможностях Elastix. Оператор связи «МосЛайн», предоставляющий своим клиентам подключение к телефонной сети по протоколам VoIP, в целях тестирования разработал специальные сервисы для проверки работы клиентских АТС в реальном режиме. Для читателей книги эти сервисы будут предоставлены бесплатно по запросу через e-mail.
Почему компании активно переходят на программные АТС?
Удобство программных АТС в их крайне высокой гибкости и расширяемости. Гибкость таких АТС позволяет размещать их где угодно, подключать практически любое оборудование связи, за недорого интегрировать с различными сетями связи (с городскими АТС, с SIP-провайдерами в других городах и странах, со Skype и прочее), их проще интегрировать с современными системами CRM и ERP, можно подключать практически любые абонентские устройства (цифровые VoIP-телефоны с видеосвязью и без, смартфоны, программные телефоны на ПК, DECT-телефоны, аналоговые телефоны, унаследованные от прежней офисной станции). К программной АТС очень легко подключать абонентов, работающих дома, даже находящихся в другой части России или в другой стране. Легко снижать расходы на связь, подключаясь к провайдерами телефонии популярных в вашей компании стран напрямую, оплачивая звонки по местным тарифам этой страны, предоставляя и своим партнерам возможность звонить вам по их местным тарифам.
Какую программную АТС следует выбрать?
Есть как платные программные АТС, так и бесплатные. Платные АТС компании выбирают, когда хотят переложить ответственность за качество связи на разработчика АТС. Однако наиболее критичным для VoIP является качество связи в локальной сети компании. Это одинаково важно как для платных, так и для бесплатных телефонных станций. Поэтому немало компаний останавливают свой выбор на бесплатных АТС. Многие останавливают свой выбор на решениях, основанных на Asterisk (Elastix, FreePBX, TrixBox, AsteriskNOW). Решения, основанные на Asterisk, позволяют создавать станции, предназначенные для работы сотен абонентов на одном сервере. Для увеличения емкости можно либо разделить телефонию на сегменты, работающие на разных серверах, либо использовать SIP-прокси, такие как Kamailio. Помимо Asterisk существуют и другие бесплатные серверы SIP-телефонии, как, например, Yate, FreeSwitch, OpenSER, но решения на Asterisk обладают огромным числом расширений, лучше документированы и обеспечены значительно большим числом специалистов.
Какие особенности есть у Elastix?
Станцию Elastix отличает от остальных решений простота настройки, обслуживания и установки дополнительных модулей, встроенные средства защиты от взлома, удобный интерфейс и богатая функциональность (АТС, факс-сервер, Call-центр, CRM, сервер эл.почты, чат-сервер). Для продвинутых администраторов немаловажным является открытость кода Elastix, позволяющая вносить существенные модификации, для которых еще не написано специальных модулей. Благодаря своим преимуществам Elastix последние годы регулярно удостаивается международных наград, и среди решений на Asterisk, по итогам 2014, занимает лидирующие позиции, обойдя по популярности другие решения еще в 2012 году.
Популярна ли платформа Elastix в России?
Россия занимает
Elastix выбирают компании средних размеров (от 50 до 1000 сотрудников), с распределенной сетью офисов, складов и магазинов. Примером такой компании может являться сеть магазинов оптики «Айкрафт», насчитывающая более 300 магазинов в России. «Айкрафт» является технологическим лидером, применяющим роботизированное производство для изготовления очков на заказ. Около трех лет назад «Айкрафт» перешла с аналоговых технологий связи сначала на Виртуальную VoIP-станцию для объединения магазинов в единую сеть, затем на собственную сеть коммуникаций на базе Elastix. Использование собственной станции на базе Elastix позволило реализовать достаточно глубокую интеграцию баз данных: Elastix получает от ERP информацию о распределении клиентов по магазинам, отдел персонала получает от Elastix статистику звонков на Горячую линию и техподдержку, а также удовлетворенность клиентов качеством обслуживания, отдел франчайзинга получает информацию о расходах на связь каждого магазина франчайзинга, отдел контроля использует статистику звонков и аудиозаписи для поддержания качества обслуживания. Для минимизации простоя из-за любых проблем со связью используются две одинаково настроенные станции в двух разных Датацентрах, что за три года не раз оправдывало удвоенные расходы на их обслуживание. При переходе на Elastix расходы на связь уменьшились вдвое за счет централизации трафика и отказа от множества мелких контрактов для каждого магазина. Использование собственной VoIP АТС позволяет подключаться к любым операторам связи напрямую, даже к провайдерам в других странах, что позволяет общаться с партнерами по их местным тарифам. Проект перехода «Айкрафт» на VoIP окупился примерно за год, включая расходы на закупку SIP-телефонов и другого оборудования.
Что требуется для использования компанией программной АТС Elastix?
Elastix предъявляет весьма невысокие требования как к квалификации специалиста, ее устанавливающего, так и к аппаратной составляющей. Платформа Elastix программно не ограничивает число абонентов. Согласно нагрузочному тестированию, недорогой сервер (Intel Core i3 3.2GHz/4Gb) может выдерживать до 500 одновременных соединений. Принято считать, одновременно могут разговаривать от 10% до 50% сотрудников, а это значит, что к указанному серверу можно подключить от 1000 до 5000 абонентов. Каждый голосовой канал требует около 130 Кбит/с в каждую сторону. При 10 одновременных разговорах серверу потребуется канал 1.5Мбит/с. В то же время использовать сервер на все 100% не всегда допустимо — при увеличении нагрузки качество голосовой и видеосвязи может деградировать. Для увеличения числа абонентов можно использовать сервер мощнее или разделить абонентов между несколькими серверами.
Небольшие компании, численностью несколько десятков абонентов, могут арендовать облачный сервер, чтобы не думать о том, что сервер может выйти из строя. Компании с полусотней абонентов и более скорее всего предпочтут использовать физический сервер, чтобы быть уверенными в производительности. Физический сервер можно установить хоть в офисе, хоть в Датацентре в другом городе, где аренда дешевле, а связь достаточно надежна. Выбор сильно зависит от бизнеса предприятия. Когда важнее связь между сотрудниками, сервер устанавливают в офисе. Если самое главное — связь с клиентами, лучше установить Elastix в Датацентре, т. к., приняв вызов клиента при проблемах связи в офисе, звонок можно будет переключить на мобильные телефоны менеджеров. Операторы связи для бизнеса, в том числе оператор связи «МосЛайн», предоставляют такую услугу, как colocation — размещение физического сервера клиента на территории оператора. Это очень удобный сервис для тех, кто не имеет достаточно места или по каким-то причинам не может обслуживать свою стационарную АТС. Исходя из возможностей обслуживания и гарантии безопасности сервера в этом случае, такое размещение можно приравнять к установке сервера в Датацентре.
Какие телефонные аппараты можно подключать к Elastix?
В отличие от брендовых АТС, ограничивающих использование стороннего оборудования, Elastix позволяет подключать практически любые SIP-телефоны. Также к Elastix можно подключить смартфоны, аналоговые телефоны (через специальные шлюзы), ПК Windows и Linux при помощи программных телефонов и обычных гарнитур. В книге «Elastix — общайтесь свободно» рассмотрено подключение SIP-телефонов и шлюзов для аналоговых телефонов на примере оборудования Yealink.
К каким провайдерам можно подключить Elastix?
Удобство Elastix и других подобных систем в очень широких возможностях подключения к сетям связи — провайдеры могут находиться в любых частях света. Предпочтительный способ подключения — по протоколам SIP или IAX2. Прогрессивные провайдеры, такие как «Мегафон» и «МосЛайн» предлагают использовать прямые подключения через Интернет по протоколу SIP. Связь между Elastix и провайдером идет напрямую, что дает преимущества в установке Elastix в Датацентре, где скорость и надежность соединения очень высокие, а расценки — низкие. Аренда сервера или юнита в стойке под ваш сервер обходится намного дешевле, чем резервирование канала связи с Интернет в офисе.
Подключение к менее прогрессивным провайдерам возможно через шлюзы аналоговых линий, шлюзы цифровых потоков E1, шлюзы для мобильных сетей GSM. В книге описано использование шлюзов Yealink. Следует, однако, учитывать недостатки использования шлюзов: наличие лишнего активного оборудования, более длинные каналы связи и лишние узлы преобразования голоса. Например, если провайдер находится в Москве, а станция в Новосибирске, шлюз придется разместить в Москве и входящий вызов пойдет по сети такого провайдера в ваш московский офис, затем будет преобразован шлюзом и передан через Интернет из офиса в Новосибирск по протоколу SIP или IAX2. Шлюзы ограничивают компании и создают лишние узлы связи — лишние источники проблем, поэтому при переходе к VoIP желательно минимизировать использование подобных шлюзов — обращайтесь к своим провайдерам и настаивайте на переходе к прямым подключениям через SIP или IAX2, без установки оборудования в вашем офисе.
Некоторые провайдеры, учитывая невысокую компетентность клиентов и высокие риски кражи трафика, настаивают на установке их шлюзов в офисах клиентов. Формально, такие провайдеры подключают клиентов по протоколу SIP, но это лишь снижает их риски, но практически никак не защищает потребителей и не повышает качество связи. Книга описывает основные шаги защиты Elastix от взлома и от мошенничества. Понимание источников угроз и адекватная защита позволят подключить Elastix напрямую к сети Интернет.
Как защитить VoIP-станцию от взлома и от мошенников?
Станции VoIP неизбежно подключены к сети Интернет, что дает возможность злоумышленникам использовать либо саму станцию, либо хранящиеся на ней пароли подключения к провайдерам для своих корыстных целей. Даже дорогие и именитые VoIP-PBX без дополнительных настроек остаются лакомым куском для охотников за бесплатным трафиком. Расположение телефонной станции в офисе (за роутером) несколько снижает риски взлома, но вовсе не до нуля, так как многие офисные Windows-ПК являются узлами ботнетов, что делает такую станцию доступной с зараженных офисных ПК. Кроме того, к станции необходим доступ извне, что оставляет преступникам пути для взлома. Поэтому защита от кражи паролей одинаково важна для любой программной АТС.
Достоинство Elastix в том, что в базовую конфигурацию входит Firewall, позволяющий установить станцию в сети Интернет и защитить ее при этом от взломов. Дополнительно можно почти за бесценок установить модуль Anti-Hacker, блокирующий попытки перебора паролей по протоколам WEB, SIP, SSH, FTP, позволяющий настроить Fail2ban за пару минут. Также для минимизации риска взлома Elastix рекомендую администраторам подключаться к ней с Linux-систем (Ubuntu, Mint и пр.).
В борьбе с мошенниками немаловажно участие провайдеров связи. Со своей стороны провайдеры могут предложить своим клиентам следующие меры защиты: ограничить связь по IP-адресу станции, активировать свои системы обнаружения фрода (Fraud Control), ограничить ежедневный и ежемесячный бюджет расходов, ограничить число одновременных соединений по одному логину, ограничить направления для исходящей связи, организовать туннель VPN или OpenVPN и требовать устанавливать соединение только через туннель. Оператор «МосЛайн», в частности, предлагает своим крупным клиентам защищенные выделенные линии. Этой услугой пользуются компании с разветвленной многофилиальной структурой. Также многие операторы бизнес-уровня, в том числе и «МосЛайн», организуют контроль трафика своих клиентов: в случае подозрительных изменений в трафике инженеры его блокируют до дальнейшего выяснения ситуации.
Каково качество связи VoIP?
На сегодняшний день качество цифровой телефонии по технологиям VoIP не уступает проводной фиксированной телефонной связи. Провайдеры бизнес-уровня, в том числе и те, которые организуют услуги для крупных компаний, предлагают IP-телефонию наряду с аналоговой. 70% организаций пользуются IP-телефонией, которая позволяет сократить затраты и одновременно увеличить производительность офисных телефонных станций.
При всем этом, конечно, остается ряд моментов, которые необходимо учитывать. Оператор связи, предоставляющий IP-телефонию, должен быть проверенным и надежным. Большую роль здесь играет время работы оператора на рынке, а также сегмент, которому он предоставляет услуги.
О решении по выбору сервера и его дальнейшему размещению уже было сказано.
Помимо сервера и скорости канала связи, важное значение для VoIP имеет процент потерь пакетов на всем протяжении канала связи между абонентами. Провайдеры доступа в Интернет уже достаточно давно оптимизировали свои сети под трафик VoIP. На данный момент наиболее проблемным сегментом является локальная сеть и «последняя миля», соединяющая компанию с сетью Интернет.
Оператор связи «МосЛайн», например, может помочь своим клиентам подготовить локальную сеть к переходу на интернет-телефонию вне зависимости от используемой ими станции. Невозможно знать все и нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за консультацией к высококвалифицированным специалистам для корректной настройки локальной сети под технологию VoIP.
Абоненты вправе самостоятельно выбирать и настраивать программное обеспечение для своих VoIP-станций. Необходимую информацию по их настройке вполне реально найти в открытом доступе. Однако самостоятельная настройка зачастую производится некорректно, особенно при отсутствии полноценной документации по этой настройке. По этой причине на стороне клиента могут возникать проблемы с телефонией. Оператор связи «МосЛайн», основной услугой которого является предоставление каналов связи, а не настройка клиентских АТС, всячески приветствует создание полноценных мануалов по программным АТС и готов бесплатно предоставить сервисы для тестирования Elastix после или в процессе настройки для того, чтобы офисная VoIP-телефония работала качественно и правильно.
Помимо настройки локальной сети необходимо корректно настроить роутер (стык с сетью Интернет), чтобы обеспечить корректное прохождение входящих и исходящих VoIP-пакетов. В этом специалисты «МосЛайн» также могут помочь, предоставляя номера для тестирования SIP-телефонии.
Важно для VoIP-телефонии обеспечить передачу DTMF-кодов, что позволит использовать голосовые меню (IVR), а также передачу факсов. Оператор «МосЛайн» предоставляет бесплатные номера для тестирования DTMF и факсов.
Где можно получить информацию по настройке и использованию Elastix?
Структурированной и полноценной инструкции, к сожалению, долгое время не было ни в Интернете, ни в печати. Для системных администраторов, которые самостоятельно настраивают PBX для организации офисной IP-телефонии, это создавало определенные трудности. К тому же, не все компании содержат в штате высококвалифицированный персонал по телефонии. А любые проблемы с АТС: изначально некорректные настройки, попытки взлома, действия оператора, о которых забыли предупредить клиента — приводят к остановке работы офиса. Это и побудило создать книгу на русском языке, в которой была бы подробная инструкция по настройке и использованию платформы Elastix (версия 2.4). В книге «Elastix — общайтесь свободно» есть все особенности использования и настройки платформы, которые собирались на практике в течение нескольких лет. На данный момент книга уже доступна в Интернет-магазинах как в электронном, так и в бумажном вариантах. Осенью 2015 года планируется выпуск книги по Elastix 2.5 (голосование за новые темы доступно на сайте).
На кого рассчитана книга «Elastix — общайтесь свободно»?
Книга рассчитана на тех, кому необходимо самостоятельно настроить и поддерживать современную телекоммуникационную станцию VoIP. Некоторые компании отдают эту задачу на аутсорсинг фирмам-интеграторам. Даже в этом случае знание основ устройства платформы и современных решений будет только бонусом для грамотного и эффективного общения с подрядчиками.
Какие сервисы для тестирования настройки Elastix можно получить?
Для полноценного использования Elastix как офисной АТС, рекомендуется протестировать настроенную систему в реальном режиме. Чтобы убедиться в том, что ваша АТС работает правильно, вы можете обратиться по e-mail info@mosline.ru и бесплатно получить доступ к сервисам тестирования. Оператор связи «МосЛайн» предоставит вам доступ к сервисам вне зависимости от того, является ли ваша компания клиентом или нет. Вы можете воспользоваться следующими сервисами:
— Тестовый номер с проговариванием А-номера
Этот сервис проверит правильность настроек АОНа, а именно: как будет отображаться тестируемый номер на другом конце линии, не срабатывает ли так называемая подмена номера, нет ли иных ошибок;
— Тестовые номера для тестирования разных кодеков
Тестирование кодеков поможет отследить и получить необходимое качество звука, как для системы IVR, так и для разговора в реальном времени;
— Номер для тестирования DTMF
Грамотная настройка голосового меню для ручного ввода абонентом различных команд;
— Номер для тестирования факса
Вы получите московские городские номера для проверки работы кодеков по отправке факса: сервис выполнит получение факса и отправит его обратно;
— Тестовый экстеншн для звонков по Москве
Администраторы, тестирующие Elastix, получат московские городские номера, с которых можно совершать звонки на настраиваемую АТС.
Все сервисы являются бесплатными и общедоступными.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ