Все говорят об Интернете вещей (Internet of Things, IoT), и это не случайно. Данный феномен уже совершает революцию в нашей жизни и работе, и за ним стоит огромный потенциал — не только по повышению эффективности бизнеса, но и по созданию новых бизнес-моделей и денежных потоков.
Но чтобы полностью задействовать потенциал IoT, предприятия должны подготовить технологическую и инфраструктурную основу, в том числе — хорошо продуманную стратегию в области API, прикладных программных интерфейсов. Устройства, которые раньше были «немыми», теперь оснащаются датчиками и средствами передачи данных, и компании начинают понимать влияние этой трансформации на будущее их бизнеса. Теперь им нужно обеспечить адекватный доступ к собираемым данным, поэтому особую важность в формировании ИТ-стратегии приобретают API.
Данные заставляют мир вращаться
Чтобы полностью перевести бизнес на цифровые рельсы и с максимальным КПД использовать движущую силу Интернета вещей, нужно сформировать цифровую экосистему, состоящую из цифровых компаний, цифровых клиентов, цифровых устройств и платформ, считают авторы отчета «Accenture Technology Vision 2015».
Для создания такой экосистемы необходима основательная стратегия в области API; это позволит дать разработчикам (как сотрудникам самой компании, так и ее партнерам) доступ к важным данным, которые могут стать основой построения новых сервисов и извлечения ценнейших аналитических выводов в реальном времени.
Правильные API ускоряют создание программ и сокращают время вывода новых приложений на рынок. Они также подсказывают создателям приложений эффективные сценарии использования данных.
Например, многие мобильные приложения для поиска оптимальных маршрутов по городу используют сведения, предоставляемые местными транспортными организациями и администрациями. Эти данные не только помогают людям эффективно пользоваться общественным транспортом, но могут также дать возможность зарабатывать другим организациям, компаниям и частным предпринимателям, если у них будет доступ к релевантным данным.
API для доступа к данным уже оказывают неоценимую помощь мобильным приложениям, обеспечивая их эффективную работу в реальном времени. По мере того, как расширяются области применения продуктов и услуг, построенных на Интернете вещей, возрастает необходимость в построении эффективной экосистемы для разработчиков — как внутренних, так и внешних; именно разработчики приложений создают новые способы использования данных для сотрудников и клиентов компании.
Предприятия, желающие получить максимальный эффект от Интернета вещей, должны определить пути доступа к своим данным не только для себя, но и для своих бизнес-партнеров. Чтобы этот доступ работал надежно и долго, необходима продуманная стратегия API.
Чтобы извлечь пользу из Интернета вещей, бизнес должен обеспечить адекватный доступ к собираемым данным, поэтому особую важность в формировании ИТ-стратегии приобретают API для доступа к данным.
API вооружают и расширяют штат сотрудников
Команды разработчиков используют API для создания и сопровождения приложений, позволяющих сотрудникам предприятий иметь постоянный доступ к наиболее актуальной информации. Но подобными приложениями могут пользоваться тысячи людей и за пределами компании, формируя её «виртуальный штат» на принципах краудсорсинга, что было бы невозможно при отсутствии у внешних разработчиков ПО эффективных интерфейсов для доступа к данным. Формирование эффективной стратегии с точки зрения API требует поиска правильных ответов на правильно поставленные вопросы, а это не всегда просто.
Решения в области построения архитектуры программного взаимодействия должны определить степень открытости API и механизмы обеспечения безопасности систем, к данным которых открывается доступ. Требуется подобрать оптимальное сочетание возможностей по созданию приложений для внутренних и внешних разработчиков. Нужно определиться с механизмами монетизации доступа к данным — стоит ли открыть свои данные бесплатно и получить эффект от расширения экосистемы разработчиков и пользователей или лучше сделать доступ платным?
Все эти вопросы необходимо обсудить в начале создания вашей стратегии в области Интернета вещей. С некоторыми аспектами стоит поэкспериментировать и посмотреть на полученные результаты.
Планы развития API должны адаптироваться к динамике рынка
Стратегия в области API должна содержать дорожную карту, которая учитывает планы по развитию бизнеса и приоритеты компании. Дорожную карту следует регулярно пересматривать и обновлять, а также обеспечивать достаточными ресурсами для выполнения планов по обеспечению пользователей необходимыми сервисами.
Следует не только развивать и сопровождать интерфейсы доступа к данным, но и оказывать поддержку внутренним и внешним разработчикам. Нужен единый центр управления механизмами аутентификации, а также предоставления и сопровождения документации на API.
Необходимо, чтобы планы по развитию API были частью общей ИТ-стратегии, чтобы они учитывали цели бизнеса и приоритеты общей экосистемы клиентов и партнеров.
Если бизнес ставит перед собой цели по расширению портфеля продуктов и услуг за счет применения Интернета вещей, он должен применять эффективные API, чтобы открыть доступ к ценнейшим данным, которые эти «вещи» генерируют.