Технопарк Mail.Ru и рекрутинговая компания Smart Start выяснили отношение студентов IT-факультетов к стажировкам. Результаты опроса показали, что более 80% учащихся считают их полезными, но при этом больше половины респондентов ни при каких условиях не согласны стажироваться бесплатно.
Эту тенденцию подтверждают данные HeadHunter, которые свидетельствуют о том, что количество платных стажировок на рынке труда растет. Так, всего за первые пять месяцев 2015 года на hh.ru размещено 335 предложений пройти оплачиваемую стажировку — это в 2,2 раза больше, чем в 2014 и в 2013 годах. По данным HeadHunter, средняя предлагаемая зарплата для стажеров в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 25 000 рублей. При этом бесплатных стажировок по-прежнему больше: в 2015 году их число на 31% превышает число оплачиваемых.
Опыт прохождения стажировки есть у 34% опрошенных. Доля таких студентов увеличивается в зависимости от курса: если на втором курсе стажировались или стажируются всего 15%, то на четвертом — уже 75%.
Подавляющее большинство студентов, имеющих опыт прохождения стажировки (86%), оценивают его положительно: 36% считают свою стажировку необычайно полезной, 50% — скорее полезной. Бесполезным этот опыт показался лишь 14% опрошенных. Среди главных причин они назвали излишнюю обучающую составляющую и нехватку реального практического опыта.
Среди тех, кто никогда не стажировался, 30% просто не задумывались об этом. 42% находили интересную программу, но 23% из них не прошли конкурс резюме, а 19% — собеседование. 12% опрошенных просто не видят смысла в стажировках.
Интересно, что более половины опрошенных — 62% — не согласны стажироваться бесплатно ни при каких условиях. Среди тех, кто готов рассмотреть такой вариант, 20% согласятся на это, если будет перспектива перехода в штат, 11% — если стажировка даст им интересный практический опыт. 9% готовы стажироваться бесплатно и без каких-либо дополнительных условий в крупной компании, обладающей хорошей репутацией на рынке.
Наиболее важными критериями стажировки респонденты назвали высокую зарплату, наличие перспективы попасть в штат, размер и репутацию компании и работу с реальными задачами.
«Несмотря на кризис, большинство студентов не готовы стажироваться бесплатно, и вопрос приобретения опыта для них менее важен, чем зарабатываемые деньги. Пока что ситуация на рынке труда это позволяет, но не исключено, что уже к концу 2015 года она станет иной, и приоритеты молодых специалистов изменятся», — прокомментирует Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group.
В Mail.Ru Group открыта постоянно действующая стажерская программа, в которой могут участовать учащиеся образовательных проектов Технопарк Mail.Ru на базе МГТУ имени Баумана и Техносфера Mail.Ru на базе МГУ имени М. В. Ломоносова, а также студенты МФТИ. Отбор на участие довольно жесткий: за историю Технопарка в него поступили 222 человека, а к стажировке в Mail.Ru Group итоге было допущено всего 89. Стажеры работают в московском и питерском офисах компании не менее 20 часов в неделю и с самого начала занимаются решением реальных «боевых» задач.
В опросе Технопарка Mail.Ru и Smart Start приняли участие более 300 студентов ведущих российских вузов: МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ и других. Большинство респондентов учатся на третьем и четвертом курсах (39% и 27% соответственно).