Компания Changellenge, член НП «Эксперты Рынка Труда», в рамках премии Best Case Award провела новое исследование: «Консалтинг вместо нефтегаза и 80 000 рублей на стартовой позиции: как в 2015 году изменились карьерные предпочтения российских студентов».
Исследование Changellenge отличается тщательным отбором респондентов: на вопросы ответили 2150 молодых людей в возрасте от 19 до 21 года из 85 вузов, в первую очередь МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ФУ при Правительстве РФ, МФТИ, СПбГУ и других престижных учебных заведений. Около 60 % опрошенных учатся в 20 лучших вузах страны и имеют средний балл не ниже 4,5. Кроме того, большинство опрошенных хорошо владеют английским языком и регулярно участвуют в кейс-чемпионатах.
Студентам было предложено указать, в какой отрасли они хотели бы начать карьеру, работа в каких компаниях интересует их больше всего, на какой размер заработной платы они рассчитывают. Также они могли указать компанию, которая, на их взгляд, внесла в
По итогам исследования пятерка самых привлекательных компаний выглядит следующим образом:
Как видно из результатов, студенты и выпускники с высоким потенциалом предпочитают работу в международных консалтинговых компаниях, уходя от традиционного стремления начать карьеру в отечественном нефтегазовом секторе. Значительный рост показали все консалтинговые компании «большой тройки». Особенно это касается компаний BCG
Из компаний сферы FMCG в топ-20 попали лишь три наиболее активно работающих с брендом работодателя среди молодых специалистов — это компании Mars
Из отечественных банков в топ-20 наиболее привлекательных компаний для студентов с высоким потенциалом смог удержаться только «Альфа-Банк»
В аудиторском секторе среди ведущих компаний в целом сохранился статус-кво. Наиболее популярными работодателями по-прежнему остаются PwC
Среди гигантов IT-отрасли позиции лидера удалось сохранить только компании Google
В новом исследовании Changellenge дополнительно выделены две номинации: «Взлет года» и «Падение года», которые присуждаются компаниям, максимально усилившим или, напротив, потерявшим свои позиции. Впечатляющие результаты продемонстрировали компании BCG и Bain, совершив по-настоящему качественный рывок и заняв места в топ-3 и топ-10 соответственно (попав в эти категории впервые за последние два года). Компании SAP и Accenture расположились немного ниже в рейтинговой таблице, однако если им удастся и в дальнейшем сохранять такие же высокие темпы роста привлекательности (13 и 7 позиций вверх соответственно), то в следующем году их тоже можно будет увидеть в топ-20 лучших компаний. Завершает номинацию «Взлет года» компания Sanofi с ростом на 11 позиций вверх, что практически невероятно, поскольку фармацевтические компании традиционно не пользуются вниманием лучших студентов.
Без сомнения, находить свою компанию в списках «Падение года» не очень приятно, но это может стать стимулом к пересмотру политики работы с выпускниками и молодыми специалистами из ведущих вузов. Особенно это касается компаний, которые ранее заслуженно занимали места в верхней части рейтинга и были одними из самых популярных работодателей. В этом году компании Unilever и Yandex выпали из топ-10, показав падение на 8 и 11 позиций соответственно, а компания Microsoft продолжила терять позиции, не попав даже в топ-20 (падение на 14 позиций). Сразу за ними идут компании «Сбербанк России» и Coca-Cola Hellenic, не сумевшие закрепиться в топ-20 прошлого года и провалившиеся в рейтинге на 11 и 18 мест соответственно. Замыкают номинацию компании, впервые за три года попавшие во вторую половину рейтингового списка: Deutsche Bank (17 позиций вниз), PepsiCo (15 позиций вниз), Nestle (своеобразный антилидер, показавший наиболее значительное падение среди работодателей — сразу на 26 позиций вниз), Johnson & Johnson (13 позиций вниз) и РЖД (21 позиция вниз).
Интересно, что на желание работать в компании большее влияние оказывает бренд работодателя конкретной компании, чем общая привлекательность отрасли. Особенно показательна ситуация в FMCG-секторе и аудите: несмотря на относительно невысокую привлекательность этих отраслей в целом (их выбрали 20 и 14 % опрошенных соответственно), суммарный процент голосов, отданных за компании этих отраслей, в общем рейтинге лучших работодателей довольно высок
Размер заработной платы по-прежнему остается самым важным фактором при выборе работы. По сравнению с 2014 годом приобрели еще больший вес интересная работа и возможность быстрого карьерного роста (рост на
Большинство участников голосования рассчитывают на вознаграждение в размере 32 тыс. рублей в период прохождения стажировки и 70 тыс. на постоянной работе. Эти цифры несколько выросли по сравнению с прошлым годом. Самые высокие зарплатные ожидания отличают студентов и выпускников МФТИ, МГИМО и НИУ ВШЭ. Кроме того, они зависят от возраста участников голосования. Самые нереалистичные зарплатные ожидания характерны для студентов
Усиливая свой бренд работодателя, многие компании проводят кейс-чемпионаты: предлагают студентам реальные бизнес-задачи, решение которых помогает развить ключевые бизнес-навыки, и тем самым повышают лояльность будущих соискателей к своему бренду. Наибольших успехов в этой области добился в 2015 году «Альфа-Банк». Компания регулярно занимает место в топ-3 компаний по вкладу в кейс-сообщество и на протяжении последних трех лет демонстрирует устойчивый поступательный рост в рейтинге лучших работодателей (что идет вразрез с общей тенденцией к снижению интереса к работе в отечественных банках). Другой пример корелляции результатов — компания Sanofi, которая в этом году поднялась на 35 позиций в рейтинге по вкладу в кейс-сообщество, и на 10 позиций — в рейтинге лучших работодателей. В верхнюю тройку по вкладу в кейс-сообщество вошли «Альфа-Банк» (36 % голосов), всего лишь на один голос опередивший ближайшего преследователя — компанию «Газпром нефть» (36 % голосов), и компания Mars (17 %).