С наступлением нового
Опрос предприятий-респондентов проводился в регионах России. Данные получены из Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. В исследовании приняли участие компании с различным количеством сотрудников — от малых, с численностью персонала до 100 человек, и до крупных организаций с численность штата свыше 10 000 человек. В качестве респондентов выступали руководители предприятий, ИТ-служб, служб ИБ, отделов кадров, менеджеры по обучению персонала.
Общие бюджеты на обучение в корпоративном секторе в 2015 году были на уровне 2014 года, в 2016 году респонденты ожидают сокращений на 10%. К 2017 году рынки надеются сохранить бюджеты 2016 года либо прогнозируют небольшое увеличение — до 5 %.
Респонденты отмечают снижение интереса к авторизованному ИТ-обучению по продуктам западных компаний. Интерес и планы на обучение по ИТ-программам озвучили 16 % опрошенных компаний. Достаточно устойчивый спрос наблюдается в направлениях так или иначе связанных с информационными технологиями: в первую очередь, востребованы программы по информационной безопасности, необходимость в которых на
Несмотря на сокращение общих бюджетов, меняющиеся реалии рынка мотивируют компании постепенно перераспределять сами доли расходов — в пользу направлений обучения по информационной безопасности и программ на стыке ИТ и бизнеса. К примеру, если в 2015 году доли бюджетов на обучение по программам информационной безопасности составили в среднем 18% от общих объемов, то к 2016 году они увеличатся до 23% и в таких процентах сохранятся к 2017. Доли на обучение по программам ИТ-менеджмента в 2014 году составляли 33%, в 2015 году — выросли на 2%, и уже к 2016 году на это направление корпоративный рынок ожидает выделить до 40%, а к 2017 — до 42% от общих бюджетов на обучение. В ИТ-обучение в 2015 году компании вкладывали до 47% от общих бюджетов, в 2016 году ожидается снижение на 10%, к 2017 году ещё на 2%.
В то же время, для сохранения объемов заказов, но одновременной оптимизации бюджетов, заказчики отмечают для себя приоритетный переход на электронные образовательные ресурсы. Более 80% респондентов выбрали электронное обучение в качестве наиболее приемлемой формы, способной сократить расходы на обучение персонала. Также респонденты отмечают удобство электронных ресурсов для широко распределенных организаций. Электронные учебники, возможности повышения квалификации без отрыва от основной деятельности — все эти аспекты делают электронное обучение привлекательным для организаций.
По численности ИТ-персонала в отраслях, по оценкам Академии «АйТи», доля ИТ-специалистов увеличивается в ИТ-компаниях в среднем от 2 до 7% ежегодно во всех сегментах — от малых до крупных компаний. В остальных отраслях наблюдается сокращение ИТ-персонала либо сохранение штатных единиц по показателям 2014 года. Сокращение в отраслях связывают с оптимизацией финансовых ресурсов, увеличением должностных обязанностей сохраненного персонала, и переходом, иногда полным, на услуги ИТ-аутсорсинга.
Таким образом, в учебном бизнесе в настоящее время на рынке четко прослеживается перераспределение структуры спроса и портфеля потребителей. В области авторизованного ИТ-обучения спрос снижается на курсы по продуктам западных вендоров и одновременно повышается интерес к обучению по продуктам азиатских компаний. Такое развитие событий связано с целями импортозамещения в стране, и колебанием курсов валют, в ответ на которые рынок вынужден повышать рублевые цены. По оценкам экспертов, в 2015 годы цены на обучение по продуктам западных компаний выросли более чем на 20%. Корпоративный сегмент отреагировал на эти тенденции перераспределением спроса. В среднем по рынку, заказы на курсы Microsoft сократились на 22%, курсы Cisco — на 45%, Oracle —35%. Однако, в то же время продажи курсов азиатского вендора Huawei выросли более чем на 20%, и здесь прогнозируется дальнейшее увеличение.
При изменении структуры спроса в портфеле авторизованного ИТ-обучения в плюсе те учебные центры, которые заблаговременно начали развивать партнерство с азиатскими компаниями. Так, Академия «АйТи» является авторизованным партнером компании Huawei с 2011 года и нацелена наращивать экспертизу в обучении по продуктам этого вендора. Возможности учебного центра позволяют организовать курсы Huawei в любом российском регионе, в том числе выездное обучение на базах заказчиков. По итогам
Компания подтверждает снижение спроса на обучение по продуктам западных вендоров, но эту ситуацию компенсирует одновременное повышение интереса к продуктам Huawei, а также перераспределение спроса заказчиков на другие направления обучения, перераспределением долей самих клиентов.
В минувшем учебном году в учебном центре заметно расширился пул государственных и бюджетных заказчиков. Этот сегмент в 2014 году составлял 38,7% от общего объема клиентов. В 2015 году доля государственных и бюджетных организаций составила 44,7%, то есть увеличилась на 6%.
Корпоративный сектор в 2015 году практически повторил показатели прошлого года и с небольшим приростом составил 45,4% заказчиков Академии «АйТи». Доля физических лиц сократилась и составила 9,9% от общего числа заказчиков учебного центра.
Среди крупных государственных заказчиков Академия «АйТи» отметила Федеральную таможенную службу, Федеральную службу государственной статистики, Пенсионный Фонд РФ, ГУ МВД России по г. Москве, ОАО «Единая Электронная Торговая Площадка», Агентство по информатизации и связи Камчатского края, Министерство транспорта и связи Свердловской области и другие.
В сегменте государственных заказчиков прослеживается повышение спроса к электронным образовательным ресурсам. Например, посредством электронного обучения ИТ-курсы и программы по ИТ-менеджменту прошли более 300 сотрудников Федеральной таможенной службы. Более 600 специалистов Федеральной службы государственной статистики обучались на курсах по основам государственной службы.
Крупнейшие коммерческих проекты в учебном году компания реализовала для ЗАО «СберТех», ПАО «Сбербанк», Нефтесервисного холдинга «Таргин, ПАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром», ОАО «УРАЛСИБ», OOO «РН-Информ» и других многочисленных корпоративных заказчиков.
В разрезе направлений обучения интересы заказчиков Академии «АйТи» соответствовали тенденциям рынка. Наряду с увеличением пула государственных заказчиков спрос в учебном центре усилился на программы по информационной безопасности и по государственному и муниципальному управлению. Так, в сегменте обучения по информационной безопасности заказы выросли на 9% по сравнению с прошлым периодом и доля этого направления в 2015 году составила 20% от общих объемов учебного бизнеса Академии «АйТи». Рост спроса на программы по государственному и муниципальному управлению составил 6%, доля этого сегмента составляет 12% от общих объемов продаж. Доля ИТ-обучения в учебном центре составила 66%. Соответственно, 15% заказов суммарно от общих объемов продаж в этом году сместились в сторону программ по информационной безопасности и государственного и муниципального управления.
Таким образом, в минувшем учебном году, Академия «АйТи» отреагировала на изменяющийся спрос развитием партнерства с азиатскими компаниями, наращиванием объема программ по информационной безопасности, усилением экспертизы в электронном обучении.
В направлении электронного обучения у Академии «АйТи» выделяется неоспоримое конкурентное преимущество в виде дочерней компании — «Электронные образовательные ресурсы», которая работает на рынке с 2012 года. Компания входит в состав ГК «АйТи» и специализируется на создании электронного контента, внедрении его в корпоративные университеты, создании систем дистанционного обучения «под ключ» и технического сопровождения таких систем. Имеющиеся ресурсы и наработанный опыт, позволяют компании с каждым годом наращивать пул крупных заказчиков и реализовывать масштабные проекты.
Среди наиболее интересных проектов за минувший учебный год компания «Электронные образовательные ресурсы» отметила:
- контракт с Московской банковской школой Банка России. В рамках исполнения осуществлена актуализация интерактивных учебных материалов для профессионального цикла, внедренных в учебный процесс МБШ;
- разработку дистанционных курсов для ОАО «СО ЕЭС». В рамках исполнения контракта разработаны учебные программы и электронные курсы обучения по широкому кругу вопросов, связанных с деятельностью «СО ЕЭС»;
- проект по созданию сервиса открытого онлайн-обучения для НИУ «Высшая Школа Экономики». Сервис построен на базе ядра программного обеспечения, разработанного группой компаний «АйТи»;
- поставку электронного курса «Делопроизводство в ОАО «Газпром» для системы дистанционного обучения НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром»;
- разработку курсов дистанционного обучения по профессиональным модулям «Выполнение внутрибанковских операций» и «Осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций» для Московской Банковской Школы. Общий объем разработки составил 320 академических часов;
- услуги по разработке электронных учебных курсов по теме «Стандарты организации» для ОАО «РусГидро».
В результате своевременного реагирования на потребности заказчиков, на колебания спроса и перераспределение долей клиентов, общие обороты учебного бизнеса Академии «АйТи» остались стабильными, на уровне 2014 года.
Эксперты учебного центра отмечают, что рынок корпоративного обучения в целом перестраивается под общие тенденции и ожидает сохранения объемов бизнеса в 2016 году и роста в 2017 году.
«Экономические и политические реалии в отраслях экономики, растущая сложность ИТ-систем, потребности в наращивании компетенций в информационной безопасности, — все эти аспекты ставят перед специалистами новые и новые вопросы, поэтому корпоративный рынок, включая, как государственный, так и коммерческий сектор, не сможет отказаться от обучения персонала, — отметил ректор Академии „АйТи“ Игорь Морозов. — В любых, даже самых сложных экономических условиях, инвестиции в человеческие ресурсы были и остаются залогом прогресса и развития. Заказчики будут доверять обучение персонала крупным образовательным организациям, с сильной экспертизой и серьезной деловой репутацией. Именно таким учебным центром с двадцатилетним опытом и представительствами во всех регионах является Академия „АйТи“. В новом учебном году мы готовы ответить на все вызовы времени и ждем сохранения объемов заказов».