В условиях глобальной трансформации современных ИТ (облака, мобильность, ориентация на конечного пользователя и пр.) Microsoft меняет стратегию своего развития и адаптирует видение своей собственной позиции в мире ИТ в связи с меняющимися условиями и новыми тенденциями. До недавнего времени компания в течение свыше тридцати лет придерживалась лицензионной модели продаж своего ПО, достаточно жестко ориентируясь на поддержку именно своей программной платформы на базе Windows. Сейчас Microsoft эволюционно смещается в сторону сервисной модели, признавая в качестве главного современной принципа уже даже не массовость, а повседневность ИТ, а также то, что ИТ-мир становится еще более гетерогенным, чем это было ранее. Это, в свою очередь, вносит свои коррективы в отношения компании с партнерской экосистемой, в том числе с разработчиками ПО. Сказав об этом на открытии сентябрьской конференции Windows Camp в Москве, директор департамента стратегических технологий Microsoft в Центральной и Восточной Европе Александр Ложечкин подчеркнул, что выпущенная этим летом Windows 10 — это как раз важная реперная точка в развитии не только самой Microsoft, но и всей ИТ-отрасли, на примере этой ОС хорошо видны происходящие важные перемены.
Отметим, что выход на рынок новой ОС на этот раз прошел, что называется, «в рабочем порядке», без проведения, как это было на протяжении последних двадцати лет, шумных многолюдных презентаций с участием широкой общественности и СМИ. И это уже само по себе является отражением перемен. Не менее характерно и то, что первый публичный разговор в России о Windows 10 Microsoft решила провести на конференции для разработчиков, поскольку значимость сотрудничества с программистским сообществом в новых ИТ-реалиях только возрастает. В общем-то, давно известно, что успех любой ОС на рынке в решающей степени зависит от наличия прикладного ПО, создаваемого именно независимыми разработчиками. Но если раньше продукты третьих фирм лишь усиливали позиции Windows, но не приносили Microsoft доходов в явном виде, то сейчас новая сервисная модель корпорации в существенной мере будет строиться и на дистрибуции такого ПО через ее каналы поставок (Windows Store и др.).
И еще один важный момент нынешней трансформации ИТ: стирание границ между отдельными сообществами разработчиков по «вендорской принадлежности». На протяжении двух-трех последних десятилетий большинство программистов были достаточно жестко привязаны к конкретным базовым платформам и могло вполне успешно жить и развиваться в этих границах. Конечно же, сообщество разработчиков Microsoft было не только самым большим и наиболее самодостаточным (именно в силу размеров занимаемого на рынке пространства). Сейчас эти границы в существенной мере стерлись, нормой становится многоплатформенная разработка, былое «крепостное право» стремительно уходит в прошлое. В этой ситуации Microsoft приходится формировать новую систему мотивации партнеров, которая не только удерживала бы в рамках Windows ее традиционных приверженцев, но и привлекали бы на это поле разработчиков с других «территорий».
По мнению Microsoft, при создании современном клиентского ПО нужно учитывать то, что сегодня многообразие предпочтений пользователей выражается не том, что в их распоряжении имеются разные аппаратно-программные платформы и устройства различных форм-факторов, а в том, что очень часто каждый конкретный человек имеет дело со всем спектром предложений. Соответственно, сейчас создание многоплатформенных приложений и сервисов с поддержкой нескольких форм-факторов является нормой. Кроме того, нужно учитывать, что современный стиль жизни подразумевает сильное пересечение или даже полное перемешивание личных и рабочих контекстов, когда человек на работе занимается какими-то своими частными делами, а дома и на отдыхе — рабочими. Это подразумевает, что разрабатываемые приложения и сервисы должны отвечать идеям континуума сценариев их использования — возможности прерывания сценария с последующим его продолжением, в том числе, с помощью разных устройств. Например, начав просмотр некоторого видео на смартфоне по дороге на работу, его можно продолжить дома на ТВ-приставке.
Имея в виду эту специфику современного ИТ-мира, Microsoft делает сегодня акцент на поддержку кроссплатформенной разработки, предлагая разработчиками средства для переноса их опыта с Windows на другие платформы и наоборот. В частности, Александр Ложечкин рассказал о возможностях разработки приложения для Android в среде Visual Studio 2015 и о средствах портирования прикладного ПО из iOS и Android в Windows.
По его мнению, преимущества Microsoft по сравнению с ее основными конкурентами в клиентском ИТ-мире (Apple, Google) заключается в наличии у нее единой операционной платформы для всего спектра устройств: от носимых до стационарных десктопов и ТВ-систем. Работа по интеграции настольных и мобильных ОС шла на протяжении последних десяти лет и фактически завершилась с выпуском Windows 10. Хотя, конечно, в этой системе все равно сохраняются различия в настольном и мобильном вариантах, но все же они относятся в основном к аспектам, связанным с форм-фактором. Но при этом все варианты Windows 10 имеют не только общее ядро, но также единый слой базовой разработки приложений — Universal Windows Platform (набор API и элементов управления, шаблоны приложений и пр.). На этом уровне можно создавать универсальные приложения, способные работать с любым форм-фактором. Но если требуются программы, использующие специфику разных категорий устройств, в распоряжении разработчиков имеется также насколько соответствующих наборов расширений, с помощью которых можно создавать либо приложения, способные адаптироваться к форм-фактору в процессе выполнения, либо приложения, ориентированные на конкретный форм-фактор.
При этом следует иметь в виду, что по факту Windows 10 поддерживает на уровне ядра два набора API (но не автономных, а интегрированных между собой и работающих на одно ядре ОС) — традиционный Win32 и появившийся в «восьмерке» WinRT. Из пояснений Microsoft о перспективах этих ключевых технологических компонентов можно сделать вывод, что компания делает основную ставку на будущее на WinRT, а Win32 будет поддерживаться именно как унаследованный вариант.
Конечно, ключевую роль в успехе создаваемых приложений играет пользовательский интерфейс, в том числе возможности ввода и вывода информации. Windows 10 поддерживает весь спектр современных технологий человеко-машинного общений: клавиатура, мышь, перо, голос, жесты и взгляд для ввода, плоские (текст, графика, видео) и объемные (голограммы) изображения, звук, эмоции и пр. И, наконец, сегодня приложения все больше должны быть облачными, использующими удаленные сервисы, в том числе для поддержки работы пользователя в гетерогенной многоплатформенной географически-распределенной среде. Для решения этой задачи Microsoft предлагает возможности своей облачной платформы Azure с большим набором готовых сервисов.