Четыре года назад бизнес-администрация большой и довольно успешной софтверной компании в районе Сан-Франциско решила, что для ускорения выхода продуктов на рынок ее разработчикам приложений пора начать использовать облако.
К сожалению, бизнес-управленцы не проконсультировались с ИТ-отделом своей компании (отчасти из-за недоверия к способности ИТ-отдела быстро запустить в действие гибко управляемое и масштабируемое облако). В итоге разработчики приложений стали использовать помесячно оплачиваемые подписки на сервисы Amazon Web Services (AWS) без ведома и руководства ИТ-департамента.
Первые облачные проекты разработчиков приложений начинались с малого и в ряде случаев оказались очень успешными. Довольно скоро все пришло к тому, что услугами AWS или других облачных провайдеров стали пользоваться практически все разработчики. Менее чем за год облачные затраты компании сильно выросли и в итоге достигли ежемесячной суммы в миллион долларов.
Софтверная компания стала нести финансовые потери от бесконтрольного использования облака своими сотрудниками. Например, очень часто разработчик арендовал у AWS пространство на месяц, но реально его использовал лишь несколько дней (а то и несколько часов). И поскольку администрация компании разрешала разработчикам пользоваться облачными сервисами так, как им заблагорассудится, рассчитываясь персональными или корпоративными кредитными карточками, софтверная компания не имела ясного представления о том, как облака используются в реальности. Как результат, ее расходы на облако стали трудно контролируемыми.
Эта неуправляемая ситуация тянулась два года, и в течение этого времени облачные затраты компании росли как на дрожжах. Конец этому положило ухудшение экономической ситуации в США. Финансовый кризис заставил компанию пересмотреть свои операционные издержки, и нарастающим бессистемным затратам на облачные сервисы наконец-то было уделено внимание.
За решением своих облачных проблем софтверная компания обратилась в нашу фирму. За полгода мы для нее выработали облачную стратегию и постепенно перевели ее рабочие площадки из разросшегося массива облаков в одно частное облако с централизованным управлением со стороны ИТ-департамента. Этот маневр произвел нужный эффект, наделив ИТ-отдел его естественными полномочиями и восстановив его ответственность за используемые компанией технологии.
Ныне все разработчики приложений используют частное облако своей компании, и благодаря контролю ИТ-отдела это позволило сократить ранее непомерные облачные затраты бизнеса на 40%. Причем цифровые ресурсы компании сегодня находятся в безопасности благодаря архивированию данных и планам аварийного восстановления, за которые отвечает ИТ-отдел. Вдобавок, наведение порядка в облачных операциях позволило персоналу ИТ-отдела сфокусироваться на технологических решениях, согласованных с бизнес-стратегией компании и помогающих ей в достижении своих основных целей.
Есть ли у вас облачная стратегия?
Испытание, доставшееся на долю софтверной компании из Сан-Франциско, не назовешь чем-то необычным. Лишь каждое четвертое предприятие обладает сбалансированной облачной стратегией — об этом говорят данные только что опубликованного IDC глобального опроса 3643 респондентов из организаций, активно использующих облако для разнообразных рабочих нагрузок. Опрос также выявил, что у 32% предприятий облачной стратегии вообще нет, у 11% стратегия конъюнктурна и 32% действуют по ситуации, по сути, импровизируя.
Такое положение дел не очень удивляет. Как-никак, облачные вычисления — это еще относительно новая технология и на первых порах ее освоения вполне предсказуема некоторая неразбериха.
Другая причина, почему ряду предприятий не удается опереться на продуманную облачную стратегию, состоит в том, что они действуют слишком поспешно. Как я понял из бесед с руководителями организаций таких отраслей, как ИТ, медицина и промышленное производство, многие компании находятся под огромным прессом обстоятельств, требующих использовать облако. Одним из главных мотивов принятия непродуманных бизнес-решений являются опасения, что организация будет выглядеть стоящей в стороне от инноваций. В итоге компании зачастую спешат, что приводит к выбору неадекватной облачной платформы.
Вот пять вещей, которые желательно держать в голове при разработке или ревизии облачной стратегии своей организации.
Задавайте правильные вопросы
Чтобы задать бизнес-руководителям правильные вопросы, ИТ-отделы должны мысленно поставить себя на их место. Для начала вы должны осмыслить бизнес-стратегию компании, понять, кто является ее главными конкурентами и новыми игроками на том же рынке и где может находиться потенциал для новых доходов.
Задавайте вопросы кому следует
Если ваша организация еще не использует облако, вам надо иметь представление о ее сегодняшних ресурсах — оборудовании, ПО и способных кадрах (короче говоря, что мы имеем и как мы это используем). Еще вам надо понять и предугадать будущий рост (или уменьшение) своей компании.
Если у вас уже есть публичное, частное или гибридное облако, а тем более, если в вашей организации заводится мешанина теневых облаков, вам надо отслеживать затраты. Начните с выяснения того, кто использует облако, и что это за сервисы.
В обоих сценариях естественным союзником ИТ-отдела должен быть руководитель финансовых служб.
Слушайте, слушайте, слушайте
Обсуждая использование облака, вы должны активизировать свое левое полушарие, внимательно прислушиваясь к словам бизнес-управленцев и слыша, что они говорят. Кроме того, вы и ваш персонал должны наводить контакты с бизнес-администрацией и создавать с нею доверительные и взаимно уважительные отношения. Для этого нужно много времени и сил, но если все делать правильно, ваше искреннее стремление к взаимопониманию поможет сформировать прочное рабочее партнерство между ИТ-отделом и руководством компании.
Нужно стать ценным ресурсом
ИТ-департаменты испытывают смену парадигмы и изменение ролей, превращаясь из поставщика сервисов в провайдера технологии, которая движет бизнесом компании. Но во многих организациях ИТ сегодня все еще рассматриваются как источник затрат, а не ценный ресурс для бизнеса. Чтобы изменить это восприятие, я советую ИТ-департаментам нанимать людей, умеющих активно продавать ИТ внутри своей организации.
Не останавливайтесь на достигнутом
Если ваше облако благополучно запущено (или перезапущено) в действие, время подумать о следующем шаге. Вы продемонстрировали бизнес-администрации, что ИТ-отдел знает облако. Теперь вы можете использовать свой авторитет. Но надо фокусировать свое время и энергию на результатах по линии бизнеса, а не в плане ИТ.
Быстро исправляйте ошибку
Позвольте мне закончить несколькими словами предостережения. Я часто наблюдал, что в крупных компаниях существует тенденция ничего не предпринимать, если организация поняла, что выбрала неправильное облако, хотя это ведет к затратам, которых можно было бы избежать.
Отраслевые гиганты обычно терпят эту печальную ситуацию, которая часто разрастается вширь и обходится все дороже, как это произошло в софтверной компании из района Сан-Франциско. На самом же деле им надо немедленно действовать.
Любая проволочка в переходе с неправильного облака на правильное влияет на организацию. По статистике, использование крупной компанией неправильного облака затягивает на